Византийская империя в $XIV$ — начале $XV$ в. находилась в глубоком кризисе, который в совокупности с внешней угрозой привел к ее падению.
И без того сложную ситуацию в империи усугубляла острая полемика, связанная с богословскими вопросами, что в особых условиях Византии затрагивало все ее слои и обостряло социальные противоречия.
Паламиты и их противники. Споры об исихазме
В период с 30-х гг. и до середины $XIV$ в. основные богословские споры вели между собой паламиты и их оппоненты.
Видным теоретиком византийского мистического богословия, причисленным позже к лику святых, архиепископом Фессалоникским Григорием Паламой было обосновано учение о том, что спасение человека возможно путем его непосредственного и осязаемого единения с Богом, которое может быть достигнуто с помощью «умной молитвы».
Основой данной «деификации», как учил Палама — исихазм — было восприятие человеком благодати Божьей через божественную энергию, которая была явлена на горе Фавор.
Мистическое учение о Фаворском свете проповедовало отказ от всех суетных забот сего мира ради достижения личного спасения, а подразумеваемый им разрыв с рационализмом приводил к утверждению в византийском обществе идеалов созерцательности.
Противников исихазма, опиравшихся главным образом на аристотелевскую философскую традицию и западное богословие, было меньшинство, и вскоре они были осуждены. Собор 1351 г. признал каноническим исихастское богословие, тем не менее, оно не смогло сплотить и поднять церковь и народ в борьбе против внешней угрозы.
Споры об унии с католическим Римом
Необходимость защитить государство от все возрастающей турецкой угрозы подталкивала византийских императоров искать союзников на Западе. Но папство монополизировало право принятия решения от имени всей католической Европы по вопросу о возможности и размерах военной помощи Византии против мусульман.
Рим настаивал на единственном, но совершенно неприемлемом для Византии условии — отказаться от восточного православия, признать католический символ веры, а византийскую церковь подчинить престолу св. Петра.
Впервые попытка унии была предпринята на Лионском соборе в 1274 г., но она не увенчалась успехом. В 1369 г. во время поездки в Рим император Византии Иоанн V Палеолог обратился в католичество, что рассматривалось в качестве его единоличного, хотя и значимого, акта.
Переговоры об унии проходили волнообразно, то прекращались, то вновь возобновлялись. Они проходили на протяжении второй половины $XIV$ - начала $XV$ в., но не имели заметных результатов, главным образом, в связи с догматическими расхождениями и антилатинскими настроениями, разделяемыми большинством населения империи.
И только в 1439 году была заключена уния во Флоренции/
Флорентийская уния
Соглашение об унии православной и католической церкви было достигнуто в мае 1439 г. на соборе во Флоренции.
Флорентийская уния, являясь со стороны Византии вынужденным шагом, была заключена на условии принятия православной церковью католической догматики, учения о филиокве и чистилище.
Кроме того, православная церковь должна была признать за папой римским главенство во Вселенской Церкви.
При этом сохранялись православные обряды и греческий язык при богослужении, сохранялся брак для белого духовенства и причащение мирян и хлебом, и вином.
Император Иоанн VIII Палеолог и представители греческого духовенства, участвовавшие в соборе, были вынуждены согласиться на эти условия, надеясь на военную поддержку Запада в борьбе отражении османской угрозы.
Уния была подписана и русским митрополитом Исидором, греком по происхождению, но вернувшись на Русь, он был низложен не без участия Великого князя Василия II Темного.
Вскоре Флорентийскую унию отвергли и в Византии: на Иерусалимском соборе Православной Церкви в 1443 г. она была предана проклятию.
Первую униатскую службу в храме Святой Софии провели только 12 декабря 1452 г., до падения Константинополя оставалось полгода.