Предпосылки религиозных реформ Карла Великого
Основные направления религиозной политики Карла Великого заложил его дед Карл Мартелл. Он утвердил практику раздачи бенефициев.
Бенефиций – земельный надел, название которого произошло от латинского слова «благодеяние». Предоставлялся участок в срочное владение лицу, за исполнение военной службы. В церкви – это должность при католическом храме, предоставляемая за особые заслуги.
Раздавая бенефиции, Карл добивался достижения нескольких целей. Главная из них – укрепление центральной власти в руках монарха. На важные церковные и светские должности ставились верные императору лица или родственники. Таким образом, власть сосредотачивалась в руках светского должностного лица. Церковнослужители оказываются в подчинении у короля и его светских постановлений. Аббаты и епископы превращаются в послов и советников короля, присутствуют при переговорах и ершат суд, вместе с королём подавляют народные волнения и принимают участие в войнах. Ни одна дворцовая интрига не проходит без вмешательства церковнослужителей.
Ещё один важный деятель религиозной политики франкских правителей – Винфрид (святой Бонифаций). Он посвятил свою жизнь проповеди на германских землях христианских проповедей. В своих проповедях он обязательно указывал на заслуги Карла Мартелла в христианизации язычников. Битва в 732 году при Пуатье показала роль франкского короля как защитника всех христиан. При угрозе нападения лангобардов папа обратился за защитой именно к королю франков.
Цели, задачи и характеристика реформ Карла
Идеологической основой преобразований Карла Великого стали идеи Августина Блаженного, высказанные в книге «О граде божьем». Карл верил в своё божественное предназначение и стремился стать создать Царство Божье на земле. Этой целью он оправдывал жестокие меры христианизации и завоеваний.
Божественной целью Карла Великого и его сына-преемника Людовика Благочестивого становится создание в Галлии идеальной церкви. Особому вниманию подвергалась религиозная практика в соблюдении истинных канонов римской церкви. Задачи преобразований:
- образцовая жизнь духовенства;
- соблюдение верующими христианских канонов;
- унификация религиозной жизни.
Церковные каноны должны были регулировать светскую и духовную жизнь мирян и клириков. Представители духовенства, нарушающие запреты (носить оружие, взимать плату за обряды, проливать кровь и т.д.) лишались сана.
На мирское население налагались свои обязанности. К ним относились:
- знать символы веры и главные молитвы;
- соблюдать все посты;
- периодически исповедоваться и причащаться;
- не пропускать богослужение, особенно в христианские праздники.
В церковных канонах просматриваются моральные наставления для мирян. Строго наказывали за нарушение клятвы и ложные свидетельства, за пьянство и распутную жизнь, махинации в торговых сделках. Унификация религиозных правил привела к искоренению местных обычаев. На Аахенском соборе 802 года император поручил духовенству строго контролировать соблюдение канонов мирянами. Монастыри получают задание распространять римские тексты, при них открываются школы, библиотеки и скриптории.
Реформам была подвергнута структура церковной организации. Население делилось на приходы, относилось к конкретному храму и платило десятину.
Значение реформ
Результаты реформ Карла Великого религиозной жизни имели и отрицательные последствия. Если Карлу удалось силой личности поставить церковь под полный контроль, то уже его сын окажется под властью церкви. Основания для этого были заложены реформами Карла.
Монастыри превратились в опору власти императора. Взамен Карл предоставлял им большие привилегии. Это сближало церковь и государство: государство превратилось в церковное, а церковь – в государственную. Богатые пожертвования и большие полномочия превращали церковь в опасного соперника государству.