История возникновения Великого Шелкового Пути
Историографы расходятся в датах возникновения Великого Шелкового Пути. Некоторые считают, что его история начинается с 3 - 2 тысячелетия до н. э., другие полагают, что не ранее VIII века н. э., но в исторической науке принято считать началом официального его функционирования II век до н. э.
Великий Шелковый Путь как система караванных торговых путей, связывавших страны Европы со странами Азии в единую экономическую систему, утратил свое значение в XVI веке. Причиной утраты сухопутного пути, как основного для связей экономик Запада и Востока, являлось развитие мореплавания в странах Европы и открытие морских путей сообщения с Китаем. Перевозка товаров морским путем была дешевле и безопаснее.
Термин Великий Шелковый Путь введен в научный оборот в конце XIX века германским ученым Ф. Рихтгофеном, автором классических работ по физической географии Китая и Азии.
Товары, в основном, шли с Востока на Запад. Главным товаром был шелк, который очень ценился в странах Западной Европы ввиду следующих обстоятельств.
Католическая церковь запрещала гражданам мыться. После принятия в Римской империи и варварских государствах Западной Европы христианства, как государственной религии, бани были закрыты. Оголяться и ухаживать за своим телом считалось грехом, поэтому до XIX века не только простолюдины, но и аристократы издавали запах современных бомжей.
Шелк, в условиях антисанитарии, был незаменим - блохи и вши, кои в большом количестве обитали на немытых телах, не задерживались на шелковых одеждах. поэтому немытые западноевропейцы, которые могли себе позволить шелковую одежду, были избавлены от этих паразитов.
Маршруты Великого Шелкового Пути
Великий Шелковый Путь - это не одна магистраль. В него входили несколько ветвей караванных путей. Первоначально он брал свое начало в столице древнего Китая - городе Сиань, проходил через Ланьчжоу в Дуньхуан. Дальше Великий Шелковый Путь раздваивался:
- Северный маршрут лежал через Памир и Фергану, выходя в Казахские степи. Через причерноморские степи он приводил в черноморские порты и в страны Западной Европы.
- Южный маршрут проходил по южной окраине пустыни Такла-Макан и вел в Бактрию и Парфию (современные Иран и Ирак). Далее он, разветвляясь, приводил в Индию и на Ближний Восток.
Рисунок 1. Маршруты Великого Шелкового Пути. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Политическая стабильность в странах, через которые проходил Великий Шелковый Путь, являлась определяющим фактором интенсивности товарооборота между Востоком и Западом. В периоды стабильности государств, по территориям которых проходил Великий Шелковый Путь, товарооборот между Востоком и Западом увеличивался. В периоды нестабильности, а значит возросших рисках для караванов с товарами, интенсивность товарооборота уменьшалась.
Влияние Великого Шелкового Пути на развитие цивилизаций Запада и Востока
Великий Шелковый Путь способствовал развитию не только самой торговли, но и развитию рыночного хозяйства.
Рыночное хозяйство - система товарного производства и рыночного обмена, т. е. система, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи на рынке, становятся товарами.
Великий Шелковый Путь создал необходимые предпосылки для международного разделения труда и обеспечения соответствующей инфраструктуры транспортных коммуникаций между Востоком и Западом.
Через Великий Шелковый Путь Восток и Запад обменивались знаниями и технологиями производства, в том числе такими как:
- производство пороха;
- производство бумаги;
- литье пушек;
- изготовление стекла.
По нему двигались не только товары, но и распространялись культурные достижения, духовные ценности, религии. Попытки распространения христианства на Восток потерпели крах, хотя Ватикан несколько раз посылал монахов как с целью распространения христианства, так и с разведывательными миссиями.
Страны Западной Европы всегда имели с Востоком пассивный торговый баланс: они не могли предложить в обмен равнозначные по качеству товары, поэтому приходилось рассчитываться золотой и серебряной монетой. Такая торговля лишала страны Запада драгоценных металлов и ухудшала их денежную систему.
Возрождение Великого Шелкового Пути
В конце XX - начале XXI веков мировое сообщество вернулось к рассмотрению вопроса о возрождении Великого Шелкового Пути.
После развала СССР и появления на территориях бывших Советских республик независимых государств, практически одновременно Китай и Евросоюз выдвинули идею реанимации транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия. Создание такого коридора значительно уменьшало бы время перемещения товаров из Европы в Азию и обратно, а также значительно снижало транспортные расходы.
Стремление России сохранить свое влияние на постсоветском пространстве, а значит и сохранить контроль над транспортным коридором, сталкивается с интересами США, Евросоюза, Турции, Ирана и Китая. Это обусловлено тем, что через евразийское постсоветское пространство проходят важнейшие транспортные сети, которые способны соединить коротким путем развитые района Запада с богатыми полезными ископаемыми Евразии. США в период с 2008 года по настоящее время потеряли ряд своих позиций в государствах Центральной Азии, которые в силу своих традиций не приемлют то, что называется «американской демократией», а это позволило России усилить свое влияние на постсоветском пространстве в данном регионе.
В настоящее время Россия с энтузиазмом поддерживает инициативу китайского руководства по возрождению Великого Шелкового Пути. Шанхайская организация Сотрудничества (ШОС) реализует программу создания единого транспортного пространства ШОС: Китай планирует к 2020 году сформировать в своих западных районах единую железнодорожную сеть, Казахстан начал масштабное строительство железных и автомобильных дорог, Россия приступила к модернизации своей транспортной системы.
Возрождение Великого Шелкового Пути позволит странам ШОС, через территории которых будет проходить транспортный коридор, получать значительные денежные средства за транзит товаров, а также даст рычаги влияния на страны Западной Европы, которые необдуманно вводят санкции по указке из Вашингтона.
Северный Морской Путь можно считать морской частью Великого Шелкового Пути, так как он выполняет ту же задачу, что и сухопутный путепровод. При этом, уникальность морской части состоит в том, что он полностью находится под юрисдикцией России.