Вавилонская армия — это регулярная армия государства Вавилон, выросшего вокруг одноименного города.
Основатели Вавилонии, семитская народность амореев, унаследовала культуру предшествующих царств Междуречья — Аккада и Шумера. Государственным вавилонским языком был письменный семитский аккадский язык, а не родственный ему и вышедший из употребления шумерский язык продолжительное время сохранялся в качестве культового.
История Вавилона
Самостоятельное государство со столицей в Вавилоне возникает около 1894 года до н. э. Оно было образовано аморейскими племенами. Вначале город не имел особого политического значения, первые завоевания начинаются после прихода к власти царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н. э.). В союзе с Эламским царством им были подчинены города Эшнунну, Урук, Иссин. Затем он направил оружие против недавних союзников и, разбив в Ларсе представителя Эламского царства, захватил город. В 1760 году до н.э. Хаммурапи захватил царство Мари и области вдоль среднего течения реки Тигр.
После смерти правителя волна завоеваний начала стихать. Его сын Самсуилуна (1749-1712 гг. до н. э.) был вынужден вести оборонительные войны с касситами. В XVI веке до н. э. Вавилон был захвачен и разграблен хеттами. Царство попало в зависимость от касситских племен, которая продолжалась 362 года. В XIII - начале XII веков до н.э. на Вавилон несколько раз нападал Элам.
Новый политический подъем связан с Навуходоносором I (1126-1105 гг. до н. э.). Он разгромил эламитов рядом с крепостью Дер, разорив затем их страну.
В X-IX вв. до н. э. вавилоняне потерпели поражение в войне с Ассирией. Возрождение государства стало возможным после краха Ассирийской державы и продолжалось до того времени, пока его окончательно не лишили независимости персы.
Организация армии и военная тактика
Вавилоняне не внесли в военную тактику ничего нового. Их войско изначально состояло из колесниц и легковооруженных отрядов.
Строй в Вавилонии древнего периода не был знаком. Он был перенят позднее. Вавилонская фаланга и вооружением, и тактикой в точности копировала ассирийскую.
Конница у вавилонян появилась, видимо, уже после разгрома ассирийской державы. Частично она могла состоять из собственных воинов, частично – из наемников-ассирийцев. Ее боевые методы и тактика были также полностью скопированы у ассирийцев.
При Хаммурапи произошел окончательный отрыв постоянного войска от общинного землевладения. Воины (редумы, баируми) получали наделы царской земли, обеспечивающие не только их, но и их семью. Воинские наделы исключались из оборота, любые сделки относительно земли воина считались ничтожными. Даже после попадания в плен, воин сохранял права на земельный надел, на часть участка сохранялись права его малолетнего сына (статьи 27- 29 Законов Хаммурапи). Если какой-либо воин бросал надел ради избавления от службы, он не терял прав на него в течение года при условии возвращения к воинским обязанностям.
Для укрепления дисциплины и боеспособности в армии Законами Хаммурапи предписывалось карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, воинских начальников — лубуттум и декум, использовавших имущество солдата в своих целях или отдававших его внаем. Воинская служба считалось «вечной». В Ассирии, в отличие от Вавилона, если воин был зажиточен, он вместо себя мог выставить заместителя из бедняков. При этом он давал обязательство снабжать своего заместителя продовольствием с условием, что семья последнего будет на него работать. Такая система «заместительства» говорит о глубоком кризисе земледелия в Ассирии.
В Вавилоне профессиональные воины также могли выполнять полицейские функции. Между тем не потеряло окончательно своего значения общинное ополчение, созываемое на период крупных военных походов. Помимо тяжеловооруженной пехоты и лучников особое место в армии занимали отряды колесниц. Древневавилонские источники сообщают о том, что за воинские доблести их командиры вознаграждались царем землями, освобождались от уплаты налогов и несения прочих повинностей.