Теории возникновения государства — это концепции, объясняющие характер и смысл условий и причин появления государства.
Религиозные и мифологические концепции
В основу этих концепций легли представления о божественном происхождении государства, системы власти, правил поведения. Основная их характеристика – отсутствие разделения между государством и обществом. Такие представления появились при формировании первобытных сообществ и существовали до средневековья.
Теория Платона.
Государство появилось в эпоху олимпийских богов, которые по жребию поделили между собой страны земли. Аттику Афина и Гефест населили благородными мужами, вложив в их умы понятия о демократическом устройстве. Посейдон на Атлантиде установил государство в форме царского наследственного правления. Платон полагал, что для организации форм земной жизни необходимо подражать мифическим божественным первообразам правления людьми – устройству Афин (правят философы), и устройству Атлантиды (правят законы).
Древнеиндийская теория.
Ведические Индра и Варуна установили земной и общекосмический порядок, законы и обычаи, традиции. Индра играл роль защитника от внешнего врага, Варуна представлял отношения человека и Бога.
Древнекитайская теория.
Порядок, правила поведения и организация власти в Поднебесной появились волей божественного неба. При этом носитель власти – Император – сын неба.
Теологическая теория была сформулирована Августином Блаженным и развита в XIII веке Фомой Аквинским. Согласно это теории, государство по своей сущности – результат проявления как воли божественной, так и человеческой. Плюсы теории в том, что она объясняет идеалы государственной власти, сверяющей решения с религиозными принципами, что налагает особую ответственность и поднимает в глазах общества её авторитет, способствуя утверждению духовности и общественного порядка. Теологическая теория имеет универсальный характер, так как содержит как антропологическое, так и метафизическое измерение в объяснении государства.
Патерналистские и патриархальные концепции
В основе этих концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а государственной и общественной власти — из власти отца семейства.
К известным представителям этой группы теорий можно отнести Конфуция, Филмера, Аристотеля, Михайловского. Они обосновывают образование государств тем, что люди являются существами коллективными, стремящимися к взаимному общению, приводящему к появлению семьи. Развитие и разрастание семьи и увеличение числа этих семей привело к образованию государства.
Отношения членов семейства с отцом уподобляются отношениям подданных с монархом. Подобно отцу, монарх должен заботиться о подданных, а те должны уважать и беспрекословно ему подчиняться.
Аналогия семьи и государства возможна, поскольку современная государственность возникла не сразу, а развилась от простейших форм, вполне сравнимых со структурой первобытной семьи.
Патерналистская теория произошла от слова «патер», означающего «отец». В ней прямо соотносятся государство и семья. Конфуций, трактуя императора как исполнителя воли Неба и «сына Неба», одновременно уподоблял государство большой семье, а власть императора власти главы семьи. По его мнению, управление государством должно строиться как управление семьей — на основе заботы о младших, норм добродетелей, сыновней преданности и почтительности младших к старшим. Плюсы теории в формировании уважения к власти государства. Минусы такого понимания государства в укоренении пассивной позиции граждан, поскольку граждане перекладывают на государство ответственность за все происходящее.
Органические концепции
В основе органических концепций лежит представление о государстве как о живом организме, продукте эволюции общества, в котором более важным органам соответствуют более значительные власть и статус в системе государства. В социальных организмах в процессе борьбы (естественного отбора) сложились конкретные государства, формируются правительства, развивается структура управления, при этом социальный организм поглощает членов. Плюсы концепций в том, что биологические факторы влияли на появление государственности, поскольку человек является биосоциальным существом. Минус в предположении, что нельзя распространять присущие биологической эволюции закономерности на социальные организмы, поскольку это разные уровни жизни со своими причинами возникновения и закономерностями.
Согласно Огюсту Конту общество (и государство) является органическим целым, эволюцией, строением, функционированием которого занимается социология.
Герберт Спенсер трактовал государство в качестве части природы, которое развивается как зародыш животного, причём в истории цивилизации естественно-животное начало доминировало над социальным. Подобно животным организмам, социальный организм развивается путём интеграции составных частей, дифференциации функций и усложнения структуры. При этом выживает самый приспособленный организм. В духе законов эволюции Спенсер трактовал догосударственное состояние, возникновение политической организации и политической власти и переход к обществу и праву промышленного типа. В отличие от большинства других приверженцев органического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические воззрения и цель социального организма видел служении своим членам.
Естественно-правовые концепции
В основе этих концепций лежат естественно-правовые теории о договорном происхождении, т. е. государство возникает в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому часть прав, присущих людям от рождения, они передают государству, представляющему их общие интересы, а государство обязуется обеспечивать права человека. Плюсы этих концепций в том, что они имеют демократическое содержание, обосновывая естественные права человека на формирование и даже на свержение государственной власти. Минусы теории в том, что они игнорируют влияющие на государства внешние факторы (военно-политические, социально-экономические).
Томас Гоббс догосударственное состояние изображал как «состояние войны всех против всех». В состоянии, где нет власти, справедливости и закона, каждый имеет права на все, в чем и состоят естественные право и свобода. Естественное состояние— ужасное состояние. Люди чего-то ищут и не обретают покоя. Они стремятся к последовательному успеху. Человек эгоистичен, беспокоен, труслив, ему нужно репутация, богатство, единомышленники. Гоббс исходил из того, что люди равны, имеют одинаковые желания и способны убить друг друга. Естественное состояние побуждает человека нападать на других людей. Исходя из этих предположений, Гоббс сделал вывод, что в естественном состоянии, даже когда нет угрозы жизни, рационально нападать на других. В таких условиях разум предписывает требование искать мир. Таков смысл первого естественного закона по Гоббсу. Из него вытекают остальные естественные законы, требующие отказа каждого от естественных прав в интересах безопасности. Требования естественных законов побуждают заключать договор об учреждении государства, держащего в страхе и направляющего действия людей к общему благу. Договорную концепцию Гоббс использовал для обоснования абсолютистского государства, власть которого имеет бесконтрольный и произвольный характер.
Джон Локк сформулировал либеральную концепцию договорного происхождения государства, согласно которой учреждение государства имело целью обеспечение неотчуждаемого естественного права каждого на жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения с государством — это постоянный и обновляющийся процесс, основанный на принципах согласия. В соответствии с этими принципами народ, как источник суверенитета, может свергнуть деспотическую власть как нарушителя общественного договора. Каждый достигнувший совершеннолетия человек решает вопрос, присоединиться ли ему к договору и стать членом государства или покинуть его.
Договорная теория возникновение государства трактует как соглашение, заключённое с целью преодоления социального неравенства, для создания законов и государственной власти, которой все будут подчиняться. Однако дополненное политическим неравенством неравенство частной собственности привело к абсолютному неравенству при деспотизме, когда все равны в рабстве и бесправии. Руссо выдвинул проект общественно-договорного «исправления» истории — Политического организма как подлинного договора между правителями и народами. Общественный договор даёт политическому организму неограниченную власть над его членами.
Насильственные концепции
В основе этих концепций лежат представления о возникновении государства в результате внутреннего или внешнего насилия, например, путём завоевания слабых племен более организованными и сильными, то есть государство было итогом навязанной извне силой. Плюсы концепций в том, что элементы насилия были присущи процессу возникновения многих государств.