Средневековое общество не знало равного для всех суда. Для каждого сословия существовали свое правосудие и специальные суды. Духовное лицо было подсудно церковному суду, горожанин – городскому трибуналу. Свободные люди обращались в областной суд под председательством графа. Но постепенно общественные суды замещались частными: держатель судился в сеньориальном суде под председательством управителя, благородный человек – в феодальном суде, состоящем из равных ему.
Обычным правом были выработаны некоторые формы, общие для светских судов. Основа средневекового судопроизводства была противоположна принципам римского права, продолжающим действовать в церковных судах. Римский суд производился судьей во имя и в интересах общества: судья прежде, чем вынести приговор, был должен выяснить обстоятельства дела, собрав все доказательства.
Средневековый суд производила группа лиц, председатель руководил судом и произносил приговор.
Средневековый суд
Средневековый суд действовал не в интересах общества, а оказывал услугу сторонам. Уголовный процесс имел характер тяжбы обвинителя и обвиняемого.
Средневековый суд не имел цели выяснить существо тяжбы, расследовать истинную историю преступления. Он решал исключительно на основании предоставленных сторонами доказательств. Он был обязан судить не в соответствии со справедливостью и разумом, а согласно установленным обычаем формам. Это был суд строго формальный: судьи только следили за соблюдением правил и объявляли, кто одержал победу. Судопроизводство состояло из сакраментальных действий, сопровождаемых определенными словами и следующих как сцены драмы одно за другим.
Истец просил назначить день суда. В назначенный день он излагал свою жалобу и подтверждал ее клятвой. Ответчик повторял клятву и приносил присягу. Свидетели клялись в свою очередь. Затем следовал вызов, поединок и приговор. Достаточно было одного противного правилам слова или движения, чтобы тяжущийся был осужден.
В уголовном процессе клятва двух свидетелей влекла осуждение обвиняемого. Обвиняемый мог дать принести присягу первому свидетелю, но, когда второй опускался на колени и протягивал руку для клятвы, он был должен объявить, что отвергает его как лжесвидетеля.
На разрешение судебного процесса могли повлиять:
- Присяга;
- Доказательство;
- Божий суд;
- Поединок.
Доказательство есть римская форма, клятва – варварская.
Доказательства требуют внимания со стороны судей. Дворяне считали оскорбительным допускать обсуждение собственных показаний, поэтому суд обычно предпочитал предоставлять решение ордалии (Божьему суду) или судебному поединку.
Ордалия
Ордалия — это варварский институт, впоследствии принятый церковью. Этот способ применялся к сторонам, которые не могли сражаться, к женщинам или к крестьянам. Многие применявшиеся в IX веке испытания (испытание крестом, водой, куском хлеба) позднее вышли из употребления. В XI и XII веках обычно применялось испытание огнем, имевшее две разные формы: ответчик брал в руку раскаленное железо или погружал ее в котел с кипятком. Руку завязывали и через несколько дней открывали; если она не имела повреждений, испытываемый выигрывал дело.
Поединок в средневековом суде
Для мужчин дворянского происхождения исходом процесса являлся поединок. Ответчик (или обвиняемый) вместо оправданий вызывал на бой истца или свидетеля. Тяжба превращалась в поединок: роль суда ограничивалась лишь тем, чтобы определить условия битвы и объявить результат.
Судебный поединок, как и все судопроизводство, состоял из сакраментальных действий: вызов посредством вручения залога битвы, выбор дня и «бранного поля», присяга, бой, признание побежденного. Выбор оружия определялся до подробностей: в рыцарских судах – доспехи, меч и щит, в недворянских судах – дубина и щит.
К поединку прибегали не только в случае преступлений, но и в тяжбах о наследстве или собственности. Он применялся даже для разрешения вопросов права. В Германии в X веке Оттон I заставил биться бойцов, чтобы решить, исключает ли из наследства сын внучатых племянников. В XIII веке Альфонс Кастильский прибег к судебному поединку, дабы решить, следует ли ввести в королевстве римское право.
В дворянских судах дуэль была средством уничтожения приговора. Средневековый суд в принципе не знал апелляции: любой приговор был неотменим; но осужденный мог объявить приговор ложным, вызвав тех, кто его произнес. Если он побеждал в сражении, приговор отменялся. Также судебный поединок мог служить и для отвода свидетеля.
Наказание в средневековом суде
Формальное судопроизводство применялось к сомнительным случаям, когда ответчик отрицал проступок, в котором выдвинуто обвинение; осуждение в достигалось с большим трудом и риском для обвинителя и свидетелей. Когда же преступник был захвачен на месте преступления, суд был краток: свидетельства схвативших достаточны для осуждения; короток суд и тогда, когда преступник признавался, в особенности если это бродяга или чужой. Поэтому для судьи большим соблазном было доведение преступника до признаний путем пытки. Так «допрос» стал в конце XV века всеобщим обычаем. Судопроизводство путем следствия, послужившее образцом для английского жюри и для церковной инквизиции, являлось до конца XIII века исключительным способом.
Средневековая казнь
Наказание строго определялось обычаем. Убийцу обезглавливали, вора вешали, душегубца сажали на кол и потом вешали. Женщин вместо повешения зарывали живыми в землю. Если преступник уже умер, судья приказывал казнить труп, если сбежал – его изображение. С самоубийцей поступали, как с убийцей самого себя. Животное, убившее человека, вешали или зарывали живым.