Условия появления Каролингского возрождения
Король Карл Великий, создавая централизованное государство у франков, сохранил привязанность к учености. Именно благодаря его деятельности по созданию и укреплению государства были созданы условия для появления Каролингского возрождения.
Каролингское возрождение – это период культурного возрождения Западной Европы на рубеже $XVIII-IX$ веков. Это время правления королей франков из рода Каролингов:
- Карла Великого (годы правления с 768 по 814),
- Людовика Благочестивого (с 814 по 840),
- Карла Лысого (с 843 по 877).
Каролингское возрождение характеризуется расцветом юриспруденции, теологии, литературы, искусства, архитектуры и образования.
Король, а затем и император, Карл Великий нуждался для проведения реформирования государства в надёжных и образованных сторонниках и помощниках. Для решения этой проблеме при дворе был создан своеобразный кружок, получивший название «Дворцовая академия». Кроме короля в него входили поэт Ангильберг и личный королевский биограф Эйнгард. По всей стране стали насильно создаваться новые школы: в Туре и Реймсе, в Корби и Фульде, в Райхенау и других городах.
Впервые понятие «Каролингское возрождение» было введено учёным Жан-Жаком ампером.
Достижения архитектуры и искусства
Каролингское возрождение отличается от предыдущих периодов развития культуры повышенным интересом к светским знаниям, так называемым «семи свободным искусствам».
«Семь свободных искусств» - это перечень учебных наук, изучение которых считалось обязательным. Сначала преподавали три науки (тривиум): грамматика, логика и риторика. Затем цикл из четырёх наук (квадривиум): арифметика, геометрия, астрономия, гармоника.
В каролингской архитектуре сочетались три стиля: византийский, античный, средневековой. Походы Карла Великого в Италию привели к знакомству его архитекторов с творчеством итальянских мастеров в украшении колонн и капителей, в строительстве базилик. Одновременно франкские творцы изобретают собственные новшества, к примеру, вестверк (западный фасад церкви, расположенный перпендикулярно главному нефу). Многоалтарные храмы впоследствии были унаследованы романским стилем. В светской архитектуре появляются пфальцы – дорожные дворцы для короля и его свиты. Они стали наследниками древнеримских традиций.
К самым известным памятникам того времени относятся сохранившиеся до наших дней:
- палатинская капелла в городе Ахене (788-805 годы);
- монастырские ворота в Лорше (примерно 800 год);
- капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульдском аббатстве (820-822 годы).
Для каролингского искусства характерно подготовка условий для возникновения готического искусства, а также искусства Возрождения. Страны Северной Европы познакомились с итальянскими достижениями и дали толчок к появлению новых направлений в искусстве. Особенно развивалась книжная миниатюра, фреска и мозаика.
Достижения литературы
Каролингское возрождение привнесло новшество в литературе: кроме копирования Библии и произведений отцов церкви появляется интерес к античной языческой литературе. Особенного мастерства достигли в изготовлении книжной миниатюры. Под покровительством самого Карла Великого в Ахене, Реймсе и Туре были созданы книгописные мастерские. Самыми известными их работами стали «Евангелие Годескалька» и «Утрехтская псалтырь». Книги украшены непередаваемыми миниатюрами, поражающими яркостью и живостью образов. Некоторые миниатюры являются переплетением античной стилистики и средневековой символики, другие восхищают свободой композиции и непосредственным взглядом на изображённое действие.
Книжная культура данной эпохи испытывала византийское и итальянское влияние, а также влияние гиберно-саксонского направления. С IX века влияние франко-саксонского направления преобладает и появляется новый этап в оформлении книг – оттоновский период.
В 802 году по приказу Карла Великого было записано обычное право для всех подвластных ему народов. Им же были изданы 65 капитуляриев (законов), касающихся всех сторон жизни. Они стали основой средневекового права.