Особенности героического эпоса
Героический эпос выполняет несколько функций: он является коллективной памятью, неким эталоном поведения, хранителем истории и способом идеологического воздействия. Истоками героического эпоса являются эпические произведения варварской эпохи. На это указывают сюжеты, относящиеся к времени Великого переселения народов.
В современной науке остались дискуссионными вопросы о дате возникновения героического эпоса, его происхождении и соотношении коллективного и авторского начал при его создании. В его развитии можно выделить два этапа:
- ранний этап ($XIII-IX$ века) связан с военной поэзией кельтов, германцев, англосаксов и древних скандинавских народов. Чаще она сохранилась в отдельных отрывках;
- эпос развитого средневековья идеализирует древних героев, появляется новый мотив борьбы «за правую веру», воспевается идеал защитника отечества.
Традиционно произведения героического эпоса представляют собой целостную структуру. Каждое описывает многие стороны жизни героев, представляет собой воплощение определённой картины мира. В героическом эпосе принято выделять два направления: сказочное (близкое к народному фольклору) и историческое (сказания с реальной исторической основой).
Историческое направление героического эпоса
К историческому направлению относится «Сказание о Беовульфе». Это англосаксонское произведение относится к рубежу $X-XI$ веков. Главный герой сказания – молодой воин из племени гаутов. Он в условиях феодализации северных народов защищает Родину, побеждая чудовищ. Его гибель славна: во время схватки с огромным драконом.
Французское эпическое произведение «Песнь о Роланде» описывает реальное историческое событие: бой отряда французов в Ронсельвальском ущелье осенью 778 года с неприятелем. Испанское произведение «Песнь о моём Сиде» даёт картину одного из эпизодов Реконкисты. Обе песни пропитаны патриотическим настроем. Долг патриота превращает человека в героя, делая его дело и имя бессмертным. Само историческое событие описывается как событие вселенского масштаба. Поэтому происходит утверждение идеалов, которые становятся общечеловеческими ценностями «на все времена».
Сказочное направление героического эпоса
Большое место в мировой литературе занимают исландские саги. В «Старшую Эдду» входят 19 древних эпических песен исландского народа. Они сохранили черты основных этапов формирования словесного искусства. «Младшая Эдда» имеет конкретного автора, им является поэт-скальд Снорри Стурлусон. Это произведение демонстрирует яркие мифологические образы древнеисландских преданий и является своеобразным руководством для поэтического искусства скальдов. В основу Эдды положена древнейшая общегерманская мифология.
Германская «Песнь о Нибелунгах» ещё более мифологизирована. Хотя в ней также встречаются исторические прототипы героев. Например, это Этцель (Атилла), Дитрих Бернский (Теодорих), бургундский король Гунтер и королева Брунгильда. Рассказ о них сочетается с описанием событий, в которых участвует Зигфрид (Сигурд). Приключения героя похожи на сказания о древних богатырях: он сражается с непобедимым драконом Фафниром, который сторожит сокровища Нибелунгов, и побеждает его. Затем он совершает много других значимых поступков, но в финале, как и положено герою, погибает, совершая очередной подвиг.
Героический эпос является способов определённого осмысления исторических событий. Традиционно он несёт ритуально-символическую окраску, поэтому характерен для Запада и Востока. В это состоит близость средневековых культур разных регионов мира.