Причины интереса англичан к Русскому Северу
Во времена Московского государства Русский Север был своеобразным «окном в Европу», самыми крупными его городами были:
- Вологда,
- Архангельск,
- Новгород,
- Кольский полуостров,
- Псков.
Описания Русского Севера преобладают над описаниями другого «окна» – дороги на Смоленск. В любом случае западные европейцы знали о Русском Севере и неоднократно его описывали. «Скандинавская» тема в записках иностранцев была тщательно исследована. В них в основном описывались территории, которые сейчас входят в арктическую зону Российской Федерации.
Английские работы о Русском Севере были связаны с открытием в 1553 году английскими путешественниками морского пути в Россию из Европы вокруг Скандинавии. Именно английские путешественники из всех западноевропейцев были первыми, кто прошел Северный Ледовитый океан и великие реки северной России:
- Двину,
- Печору.
Для изучения истории Русского Севера в Средние века английская письменность имеет первостепенное значение. На это есть две причины:
- Во-первых, открытие британцами морского пути в Россию привело к активизации торговли Западной Европы на Русском Севере и экономическому росту данного региона. При этом сформировалась новая традиция составления русских хорографий (описаний населенных пунктов) – с севера на юг.
- Во-вторых, Русский Север, как основная арена деятельности, занимал первое место в трудах многих английских путешественников, в частности тех, кто стремился благодаря северному морскому пути проникнуть дальше на восток, вплоть до Китая.
Экспедиция Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора
Идея обойти Московию и Татарию с севера и дойти до Китая и Индии пришла в голову предприимчивым англичанам, черпающим идеи из сочинения Павла Джовиуса, который, описывал возможность такой поездки. В 1553 году британцы предприняли экспедицию под руководством опытного моряка сэра Хью Уиллоуби. Английская экспедиция отправилась на трех кораблях. Корабль Ричарда Ченслора «Эдуард – Благое предприятие» был отрезан от остальных во время шторма. Два оставшихся корабля попали в Баренцево море, а Ченслору удалось укрыться в порту норвежского Вардехуса, где он безуспешно ждал своих товарищей. Затем он двинулся дальше и 24 августа 1553 г. его корабль вошел в устье Северной Двины, где Ченслор встретил русских. Капитан корабля не растерялся и, представившись посланником, был тепло принят местными властями. Затем Ченслор отправился в Москву, чтобы попасть на аудиенцию к Ивану IV.
Тем временем остальная часть экспедиции под руководством Хью Уиллоуби решила провести зиму у берегов Кольского полуострова. Из-за отсутствия достаточного количества припасов и оборудования британцы были обречены. Дневник Уиллоби заканчивается 15 сентября, однако из документов, обнаруженных позже на корабле мертвецов, стало ясно, что в январе 1554 года британцы были еще живы. Год спустя карелы обнаружили во льдах два корабля. «Место гибели экспедиции – предположительно бухта Нокуевская на Кольском полуострове, в 75-80 км к северо-западу от мыса Святой Нос. Первый контакт с Арктикой оказался фатальным для большинства участников экспедиции Уиллоуби.
Самый успешный участник экспедиции Ченслор не только смог добраться до Москвы, но и был принят царем, предоставившим британцам торговые привилегии. Это событие положило начало активной деятельности в России английской «Московской компании», которая быстро догнала бывших конкурентов англичан – голландцев.
Вернувшись в Англию в 1554 году, Ченслор опубликовал описание своего путешествия, в котором хорография началась с описания Русского Севера. «Северная» часть рассказа Ченслора касается:
- Двинской,
- Новгородской,
- Псковской,
- Вологодской земли.
Англичанин упоминает также:
- Холмогоры (Колмогоры),
- Пустоозеро,
- Лампожну.
Среди богатств Русского Севера Ченслор называл:
- рыбу (семга, треска),
- жир,
- соль,
- меха (песок, куница, горностай, «белая, черная и красная лисицы», выдра и др.),
- «рыбий зуб»,
- коноплю,
- воск,
- лен,
- мед.
Сочинение Томаса Соутэма и Джона Спарка
Следующая работа – сочинение Томаса Соутэма и Джона Спарка (1556 г.), она уникальна по своему географическому охвату. Это дневник путешествия англичан из Холмогор в Новгород по морю и реке. 20 июля 1556 г. Соутэм и Спарк наняли лодку и матросов, и двинулись из Холмогор в устье Двины, затем вошли в Белое море и вдоль его побережья направились на запад. 30 июля англичане прибыли на Соловки, где монахи гостеприимно встретили их. Другим путем для англичан была деревня Сорока в устье реки Выг. 10 августа Соутэм и Спарк, заменив большую лодку на речные, достигли Повенца на Онежском озере. 25 августа по Свири они достигли Ладожского озера, откуда англичане прибыли в Великий Новгород 30 августа по Волхову. Таким образом, весь путь в 1261 милю (по расчетам авторов) был ими пройден за сорок дней.
Работ Соутэма и Спарка представляет особый интерес для подробного описания всего маршрута, в котором упоминаются десятки русских деревень, расположение которых, несомненно, является важной задачей для историков здешнего края. Интересны также краткие замечания авторов о местной природе, условиях судоходства, торговых путях и экономике пересекаемых ими земель. Символично замечание британцев об их коммерческих успехах: торговля не удалась, так население страны везде очень бедное. Вероятно, поэтому англичане предпочли в будущем путешествовать по основным магистралям, избегая трудностей и опасностей водного пути из Холмогор в Новгород.
Сочинение Энтони Дженкинсона
Антоний (Энтони) Дженкинсон посетил Россию в 1557-1558 годах. Свое сочинение он начал с подробного описания морского пути от Скандинавского полуострова к Белому морю. Со своими товарищами Дженкинсон прибыл в залив Сен-Николас (устье Двины) 12 июля. Затем англичанин прошел от устья Двины до Вологды по Двине и Сухоне, а из Вологды на санях поехал в Москву.
В творчестве Дженкинсона особый интерес представляют путевые зарисовки первой половины его пути – по Двине и Сухоне. В них он рассказывает о местном ландшафте, условиях плавания, описывает русские деревянные корабли (насыпи и доски).