Клисфен – это афинянин из знатного рода Алкмеонидов, политический деятель, проведший ряд реформ, подорвавших мощь родовой знати и утвердивших демократический строй.
Биография Клисфена
Первое упоминание о Клисфене найдено во фрагменте афинской записи, содержащей список архонтов, из которой следует, что Клисфен был архонтом в 525 году до н. э. Этому возражает античная традиция, согласно которой Алкмеонидов изгнал тиран Писистрат и с тех пор боролись с тиранией. Это заставило учёных предположить, что Клисфен, как и другие Алкмеониды, был возвращен сыновьями Писистрата Гиппием и Гиппархом в Афины и изгнан вновь после убийства Гиппарха в 514 году до н. э. С этого момента Алкмеониды действительно развивают против тирании активную борьбу: укрепляют местечко Липсидрий, а после военного поражения — подкупают оракула в Дельфах, чтобы тот повелел спартанцам освободить от тирании Афины. Те выполнили повеление в 510 году до н. э. при помощи афинских противников тирании; о роли в событиях Клисфена источники не говорят, но она, вероятно, была немалой.
После освобождения в Афинах за власть начали борьбу Клисфен и Исагор, избранный архонтом на 508/507 годы. Исагор опирался на аристократические гетерии и придерживался олигархического направления, тогда как Клисфен, апеллировал к народным массам и предложил план демократических реформ. Исагор запросил помощи у Спарты. Царь Спарты Клеомен I прислал послов к афинянам с требованием изгнать запятнанных «килоновой скверной». Клисфен бежал, однако Клеомен пришел в Афины с отрядом и изгнал из города 700 семей. Затем он попытался разогнать Совет четырехсот и передать власть Исагору и 300 его приверженцам. Результатом стало восстание; Клеомен с союзниками был осажден на Акрополе, а после покинул Афины. Исагор бежал с ним, а его приверженцы то ли тоже покинули город, то ли были перебиты. После этих событий Клисфен вернулся и провёл серию реформ, утверждавших афинскую демократию.
Реформы Клисфена
Клисфен ликвидировал традиционное деление на четыре филы – территориально-родовых округа, бывшее опорой группировок родовой знати. В новую основу деления легли демы, которые объединялись в 30 триттий, а те — в 10 фил, нарезанных произвольным образом и не имевших сплошной территории. Изначальное число демов Геродотом определено во 100; затем их число росло.
Демы были названы по именам местностей, по мифическим основателям, или по знатным родам, жившим в том или ином деме. Афинянин отныне становился членом коллектива граждан не по принадлежности к роду, а по принадлежности к дему. По достижении совершеннолетия он вносился в гражданские списки своего дема. В официальных документах его именовали по названию дема (Деметрий из Алопеки). Клисфен стремился к тому, чтобы такое наименование вытеснило отчества. Однако название дема достаточно быстро утратило связь с местожительством и лишь напоминало, к какому дему были приписаны предки гражданина при Клисфене.
По пространству и населённости демы разнились между собой, так как при их формировании Клисфен отталкивался от традиционного деления Аттики на деревни. В местных делах дем пользовался самоуправлением; в государственном управлении демы принимали участие через филы.
Дем, с демархом и местными властями, с общедемотскими собраниями, культом и землями, воспитывал граждан для деятельности на общегосударственной арене. Законодатель без особого труда ввел в новое деление новых граждан — переселившихся в Аттику чужеземцев и вольноотпущенников.
Несколько демов объединялись в триттию. Всего их было 30: 10 в городе и округе, десять на побережье в Паралии и 10 во внутренней области Аттики Месогее. Триттии по жребию были распределены между 10 филами, чтобы в каждой филе были одна городская триттия, одна триттия из Паралии и одна из Месогеи. Так были разорваны родо-территориальные связи и предупреждено создание партий педиеев, паралиев и диакриев.
Клисфеновское деление прослеживается до середины IV века нашей эры (когда фил было уже 13, а демов до 200). Патронами (покровителями) клисфеновских фил стали, по указанию Пифии, 10 героев, которые дали свои имена филам.
Территориальная реформа повлекла за собой реформу в формировании городского Совета. По законам Солона Совет представлял собой Совет Четырёхсот – по 100 человек от каждой филы. В Совет Пятисот входили по 50 человек от каждой филы, избиравшихся в демах; совет в течение года делился на 10 секций по филам; должностные коллегии состояли из 10 магистратов, по одному от филы; также по филам выбирались 6000 присяжных судей; пехота состояла из 10 полков, а конница из 10 эскадронов. Таким образом, в основе государственного управления лежала не территориальная единица, а политическая.
Клисфен не уничтожил давние родовые деления Аттики; после него продолжили существование роды, фратрии и ионийские филы. Он увеличил количество фратрий, изменив их личный состав, в их среду кроме древних родов вошли члены религиозных товариществ, не принадлежавшие к родам. Фраторов объединяли общие культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежность к фратрии обуславливала права и звание афинских граждан до 18-летнего возраста. Однако родовое деление перестало играть политическую роль.
Также Клисфен основал коллегию из 10 стратегов (по 1 от филы), в руки которых от архонта-полемарха перешла военная власть; в отличие от архонтов стратегами могли стать представители любых классов, кроме фетов.
Для предотвращения новых попыток установления тирании Клисфен ввёл остракизм.
Остракизм – это народное голосование в древних Афинах, во время которого на глиняных черепках граждане писали имя гражданина, угрожавшего демократии. Если число потребовавших изгнания оказывалось менее шести тысяч, то остракизм в исполнение не приводился. Тот же, чьё имя оказывалось упомянутым большее число раз, изгонялся на 10 лет без конфискации имущества.
Результаты реформ Клисфена
Реформы Клисфена завершили объединение Аттики и образование органического целого социума из враждовавших групп населения. Аристотель утверждает, что Клисфен сделал Афины демократическими, а Геродот находил причинную связь между клисфеновской организацией афинской республики и последовавшие вскоре успехи афинян в войнах с халкидянами и беотийцами: те были нерадивы под гнетом тиранов.