Развитие абстрактного мышления в палеолите
Первобытные люди умели изготавливать орудия труда, предметы быта и украшения. Анализ этих находок позволяет реконструировать их типичное мышление.
В головах первобытных людей постоянно возникали мысли, формировались структуры-образы, выстраивались цепочки ощущений-чувств-мыслей. Они постоянно что-то сравнивали и анализировали все увиденное и услышанное, передавали друг другу свои суждения. Мужчины-охотники делали это с помощью мимики и жестов, а женщины – оттенками произношения.
Первобытные люди «обсуждали» свой трудовой день, проведение обрядов и ритуалов. Считается, что именно в процессе подготовки к обрядовым и ритуальным празднествам возникло и стало активно развиваться абстрактное мышление.
Возможно, что первыми людьми с развитым абстрактным мышлением были жрецы, знахари колдуны.
В процессе познания окружающего мира люди из всего услышанного и увиденного выбирают то, что в большей степени отвечает их потребностям. Их зрительная память перенасыщается различными впечатлениями и образами, что приводит к неизбежному отвлечению от всего неважного и концентрации только на существенных деталях. Так формируется абстрактное мышление.
Из-за того, что человек не мог показать, например, путь охотников через горы, возникло абстрагирование. Первобытным людям приходилось рисовать абстрактные символы гор, тропинки следов между какими-то ориентирами. Так появились первые контурные изображения животных и людей. Параллельно с абстрактным мышлением развивались речь и язык, как система символьного или знакового общения.
Зарождение системы счета
Развитие способности отражать и выражать количественные характеристики действительности – одна из важных вех развития мышления первобытного человека.
Предпосылками становления количественных представлений были:
- повседневная практическая деятельность человека,
- природные ритмы,
- познавательная процедура сравнения
Первобытному человеку приходилось соотносить элементы одного множества однотипных предметов с элементами другого, качественно иного множества.
Например, аборигены Австралии меняли определенное число рыб на определенное число съедобных кореньев.
Большое значение в развитии систем счета имело введение в процедуру соотнесения элементов двух различных множеств некоторого третьего множества, которое является опосредующим звеном между двумя сравниваемыми множествами. Таким третьим опосредующим звеном могли быть четыре части счета, раковины, камешки, палочки и т. д.
Для измерения времени первобытные люди использовали природные ритмы, их совпадение с ритмами человеческого организма, ритмами хозяйственной жизни.
Такая опосредующая система должна быть понятна и приемлема для всех членов первобытных родовых общин.
Следует отметить, что в каждой родовой общине были свои системы счета.
На следующем этапе развития систем счета произошла замена естественных посредников искусственными, в качестве которых использовались зарубки, насечки на палках и костях, а также полосы краски. Так сформировалась система искусственных «предметов-посредников», выражающая собой значения абстрактных количественных отношений. На этом этапе начинает зарождаться первобытная астрономия.
Археологи находят довольно много знаково-символических изображений эпохи позднего палеолита, которые, судя по всему, имеют математическое значение.
Завершение становления систем счета связано с разработкой понятия числа.
Появление календаря
Развитие земледелия и торговли привело к необходимости вести отсчет времени. Следовательно, первобытным людям нужны были знания о движении Солнца, Луны и планет.
За небесными телами люди начали наблюдать примерно 100-40 тыс. лет назад. На стенах пещер, в которых обитали неандертальцы, результаты этих наблюдений фиксировались в разного рода астральных рисунках (круг, крест, группы ямок и др.). Постепенно астральные рисунки усложнялись, они стали отражать закономерности поведения Луны, Солнца и др.
Земледельцы рост растений связывали с фазами Луны, так появился лунный календарь. Таким образом, календарь стал способом решения практических задач, связанных с промыслами, производством и бытом.
Процессы воспроизводства человека и животных соотносились с динамикой, цикличностью движени\ небесных тел. В этом отождествлении скрыты корни олицетворения небесных тел в образах животных.
Известно, что многие зодиакальные и иные созвездия названы в честь тех либо иных животных. Именно в эпоху палеолита сложились образные (обычно зооморфные) обозначения многих созвездий. Этот факт доказывают, например, одинаковые наименования некоторых созвездий у народов Австралии и индейцев Америки.
В то время число еще не имело самостоятельного, абстрактного значения. Его всегда связывали с каким-либо определенным процессом. Особое значение в первобытной культуре имело число 7. Он связывалось с лунными ритмами, со структурой Космоса, с ритмами деятельности самого человека.
В каменном веке существовало несколько систем счета, но в итоге закрепилась десятеричная: десять пальцев рук, 10 лунных месяцев беременности и др.
Таким образом, в эпоху первобытной родовой общины люди уже имели значительный объем знаний об окружающем мире, обладали абстрактным мышлением, что позволило им разработать системы счета и календарь.
Знания, накопленные в эпоху каменного века, способствовали развитию науки в древнем мире.