НАТО — это военно-политический блок, который объединяет большинство европейских стран, США и Канаду.
По состоянию на 2020 год НАТО признает три страны, стремящихся к вступлению в этот блок: Грузию, Боснию и Герцеговину и Украину. У Боснии и Герцеговины есть план действий по членству в союзе. Северная Македония протокол о вступлении подписала в феврале 2019 года.
Экспансия НАТО в постсоветское время неоднозначно оценивается. В конце 1990-х годов среди историков сложилось редкое согласие: почти все читали экспансию плохой стратегией.
Вопрос о существовании договорённости о нерасширении НАТО на восток
Расширение НАТО — это процесс включения в НАТО новых стран.
В ходе переговоров по объединению Германии предположительно была достигнута договорённость, что НАТО не будет расширять свое влияние в Восточную Европу. Власти России утверждают, что договорённость была в устной форме и своим расширением альянс её нарушил, руководители НАТО утверждают, что такое обещание не было дано, и что такое решение могло быть принято лишь в письменном виде путём согласия всех стран блока. В научном сообществе мнения о существовании или отсутствии договорённости также расходятся.
С объединением Германии в 1990 году территория альянса расширилась, заняв всю территорию Германии.
В 1999 году на саммите НАТО в процедуру вступления в блок был введён этап «кандидатства». Страны, проявившие политическую волю к членству, должны сначала присоединиться к Плану действий по членству в НАТО, что означало признание со стороны организации как кандидата на вступление, реализовать План (принятием национальных программ, и положительной оценкой их выполнения), а затем вести переговоры о вступлении. Все страны, вступившие с того момента в Альянс, проходили выполнение этого плана. Участие в ПДЧ содействует подготовке к вступлению, но не является гарантией членства.
В марте 2004 года произошло пятое расширение. В блок вступили сразу 7 государств:
- Латвия;
- Литва;
- Эстония;
- Болгария;
- Румыния;
- Словакия;
- Словения.
Они выполнили лишь по одной годовой национальной программе.
В апреле 2008 года на саммите НАТО было принято решение о принятии Хорватии и Албании. Республика Македония, выполнившая к тому времени девять годовых национальных программ, не была принята в организацию из-за вето, наложенного Грецией по причине разногласий о названии страны. Специально к саммиту Украина и Грузия «проявили политическую волю к членству». Однако вручение им Плана для членства отложили Германия и Франция.
19 мая 2016 года был подписан протокол о вступлении в альянс Черногории. Черногория получила право участвовать в заседаниях НАТО в качестве наблюдателя. Предполагается, что когда все государства-участники НАТО ратифицируют этот протокол, Черногория станет 29-м членом альянса.
12 мая 2017 года все члены блока ратифицировали протокол о вступлении Черногории в НАТО. 5 июня 2017 года Черногория стала официальным членом НАТО.
В июне 2017 года появилась информация, что НАТО планирует до весны 2018 года принять Республику Македонию под названием Бывшая Югославская Республика Македония, на чём настаивает Греция. Зоран Заев, премьер-министр Республики Македонии, заявил, что страна готова вступить в НАТО под таким названием.
В январе 2018 года источники в Афинах сообщали, что на Македонию оказывается давление со стороны США с целью добиться в вопросе названия страны и решить вопросы о вступлении Республики Македонии в НАТО.
Критика постсоветской экспансии
В конце 1990-х годов почти все историки начало постсоветской экспансии НАТО оценивали как политику «несвоевременную, непродуманную и неподходящую к реалиям» периода после окончания Холодной войны. Дж. Гэддис отметил, что не помнит столь же единодушной оппозиции историков в отношении объявленных политических инициатив. По его мнению, экспансия нарушает принципы здравого смысла, который должен лежать в основе любой стратегии:
- великодушие к проигравшим. Историки в качестве примеров используют послевоенные устройства мира после окончания наполеоновских войн и Второй мировой войны (когда побеждённые были приняты в созданные структуры) и Первой мировой войны (когда Германия и СССР были исключены из всех новых структур) и указывают, что второй подход привёл к новым конфликтам;
- не региональный, а глобальный подход;
- избегание создания врагов;
- баланс между целями и возможностями;
- отсутствие сантиментов;
- готовность признать свои ошибки и изменить курс.
По мнению У. Бёрнса (бывшего посла США в России), надо проводить различия между Восточной Европой (с Прибалтикой), и всем постсоветским пространством. Вхождение в НАТО стран первой группы, по его мнению, имело для США геополитический смысл, поскольку ограничивало возможные сферы влияния объединившийся Германии и реваншистской России. Однако инерция расширения, толкнувшая США на прием Украины и Грузии, нанесла американским интересам вред: игнорирование связей стран с Россией и протестов со стороны Москвы испортило американо-российские отношения.
Пределы расширения НАТО с точки зрения России
Приверженцы теории политического реализма говорили о неизбежности холодного или горячего конфликта между НАТО и Россией в случае расширения первого. Например, Кеннан указывал, что «трагическая ошибка» о начале расширения НАТО станет толчком к новой «холодной войны», поскольку начав расширение, НАТО вдруг обнаружит, что новые члены будут требовать дальнейшего расширения, и встанет перед выбором между выходом к границам России с последующей неминуемой конфронтацией или остановкой расширения с созданием «железного занавеса». Кеннан подчеркивал, что после конфликта с Россией сторонники расширения, спровоцировавшие его, скажут: «мы вас предупреждали о русских».
Россия разделяла мнение Киссинджерa: расширение НАТО не сотрет в Европе разделительные линии, а просто переместит на 500 километров ближе к Москве и обозначила «красную линию» пределов расширения через Грузию и Украину, поскольку те «очевидным образом» находятся в сфере российского влияния.