Принципат в Римской империи
Несмотря на то, что власть формально принадлежала народу и сенату, за императорским бюрократическим аппаратом всегда было последнее слово.
Октавиан Август, государственный деятель прошлого, считается основным архитектором системы принципата.
Рисунок 1. Принципат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В это время Римская империя значительно расширила свои территориальные владения, шел быстрый экономический рост, процветала культура и искусство, в поселениях было множество рабов. Вместе с преобразованием общества происходила деградация старых классов, чьи интересы отражал Рим. Естественно, возникал вопрос о пересмотре имеющихся политических порядков.
Правители, включая Цезаря и Помпея, ломали головы над разработкой реформ для спасения государства, однако быстрому и качественному рывку эти преобразования не помогали.
Решить эту задачу смог Октавиан Август, создавший систему государственного устройства, названную принципатом. Свою задачу он видел в том, чтобы создать сильный центр и с его помощью обеспечить политическую и социальную стабильность без ущерба для страны.
Август, имея неограниченные триумвирские полномочия, в своих руках сконцентрировал высшую военную и гражданскую власть. Это была совокупность республиканских магистратур и прав, одобренных сенатом и народным собранием. В целом сохранялась республиканская форма государственного устройства, и разница состояла в том, что верховного правителя стали называть принцепсом, что означало – первый из списка сенаторов.
Сохранились и прежние властные структуры, правда, утратившие некоторые свои функции и ставшие подконтрольными принцепсу и его окружению.
На первый взгляд, кажется, что принцепс олицетворяет собой абсолютизм, но это не так, он (носитель власти) выступает в роли только одного суверена – народа. Полномочия главы республики в ранний период принципата за рамки конституции не выходили и, также, как рядовые граждане, он подчинялся закону. Принцепс назначал членов коллегии, но без императора коллегия не могла принять никаких решений. Общественные вопросы столицы рассматривались только народным собранием.
Сенат был реорганизован в совещательный при дворе орган. Этот широкий круг полномочий императора позволил установить в стране принципат.
Принцепс имел возможность:
- председательствовать в сенате и созывать его;
- создавать пул чиновников;
- формировать свою казну;
- стоять во главе войск;
- объявлять военные действия и заключать международные договоры;
- совершать правосудие – уголовное, гражданское, жреческое.
Вопреки действующему законодательству и римским традициям, он мог одновременно занимать несколько важных постов.
Характерным для этого общественно-политического строя было минимальное количество чиновников разного ранга.
Система местного самоуправления сохранялась в провинциях. Высшие администраторы имели минимальный срок службы и часто не имели достаточной компетенции, поэтому почти не вмешивались в работу органов городского самоуправления и ограничивались только общим контролем.
За магистратами сохранялась законодательная инициатива, а сенат проводил судебные разбирательства, однако всё решал император.
Армия на добровольной основе становится профессиональной. За короткий период Рим превращается в мегаполис с миллионным населением.
Постепенно принципат себя изживает и ему на смену приходит доминат.
Доминат в Римской Империи
На смену принципату пришла следующая форма правления – доминат, т. е. установление полной монархии.
Доминат утвержден в 294-305 годах императором Диоклетианом, правившим страной. Историки говорят, что это была эпоха поздней империи, а термин «доминат» – привычное в то время обращение к правителю – dominus et dues, что значит господин и бог.
С приходом к власти Диоклетиан делает всё возможное для установления абсолютной монархии и уже в начале правления институты власти старого образца полностью исчезают.
Управление государством осуществляет несколько инстанций – Государственный совет, готовивший новые законы и рассматривавший вопросы политики, Финансовое ведомство, Военный совет, генералы которого назначались императором и находились под полным его контролем.
Всех чиновников император выделил в особый класс, что позволило им выгодно отличаться от остального населения – специальная форма, пожизненная пенсия, большое количество привилегий.
Диоклетиан, несмотря на низкое происхождение, а он был сыном вольноотпущенника, сумел добиться абсолютной власти в могущественном государстве того периода.
Он оказал большое влияние на экономическую и политическую жизнь Римской империи.
Будучи у власти Диоклетиан провел целый ряд реформ:
- деление власти между 4-мя правителями;
- условный раздел империи на западную и восточную – в каждой был наместник императора, имевший право выбирать себе помощников – цезарей;
- армия не только увеличивается численно, но и делится на две части – одна часть постоянно находится у государственных границ, а вторая, обладавшая высокой мобильностью, обеспечивала внутренний порядок и безопасность;
- вводится единый прямой налог, выплачиваемый в натуральном виде;
- используется единая золотая монета;
- устанавливается максимальная стоимость основных товаров;
- определяется для ремесленников разных специальностей, размер оплаты труда.
Империя, разделенная на две части, жила пока по одному законодательству.
Строй, установленный Диоклетианом, в классическом понимании слова, нельзя назвать монархией, по причине отсутствия одной характерной черты. Суть заключается в том, что принцип наследования власти в Римской империи не был утвержден.
Принадлежность на трон претендента правящей династии была не основной характеристикой, хотя являлась важным моментом.
Экономические и политические потрясения, происходящие в империи, привели к изменениям и в духовной жизни общества. Христианство - преследуемое учение при доминате становится официальной религией.
Ряд историков считают доминат военно-бюрократической монархией, которая порвала с республиканским прошлым Рима, а другие считают, что Рим сохранился в определенных элементах полисного устройства.
Сходства и различия принципата и домината
Римская империя в период принципата была разделена на провинции, возглавляемые подотчетными императору наместниками.
Провинции, в свою очередь, делились на округа, обладавших муниципальным самоуправлением.
Императоры принципата в своей внутренней политике были последовательны, например, уничтожили христианство, внесли восточные культы, жители провинций получили права римского гражданина, расширились и укрепились границы империи, росли новые города, в провинциях стимулировалась торговля и шла романизация населения.
Что касалось внешней политики, то шло ослабление Парфянского царства, а позднее Сасанидского. На границах с враждебными государствами шло создание буферных зон, что особенно было характерно для восточной части империи.
Империя подчиняла себе Боспорское и Армянское царства. Во время принципата шло активное исследование германского побережья и Африки, предпринимались попытки установления дипломатических отношений с Китаем.
Экономика империи опиралась на товарные виллы, латифундии, внутреннюю и внешнюю торговлю, в значительной степени на военную добычу.
Кризис III века, затронувший весь античный Рим, привел к формированию домината. Его причины лежали в системе принципата, а именно, в равнозначности сената и императора, в варваризации общества, сепаратизма провинций, да и система рабовладения сама себя уже исчерпала.
В результате кризис показал, что необходимы серьезные реформы. Эпоха домината связана с первым её императором Диоклетианом, а окончательное его формирование произошло при Константине.
Императорский статус при Диоклетиане изменился – император обладал абсолютной властью. У сената отсутствовала какая-либо власть, и он был просто бюрократическим органом.
Вместо провинций появились большие области – диоцезы, делившиеся на округа. Чиновники, управлявшие диоцезами, были подотчетны префекту претория.
В области внутренней политики доминат устранял прецедентов незаконной узурпации власти, восстанавливал экономический потенциал, распространял христианство, боролся с ересью и превращал своих граждан в подданных – землевладельцы прикреплялись к земле, население облагалось налогами.
Во внешней политике – германцам на границах империи предоставлялись земли, чтобы дополнительно укрепить границы и среди них распространить христианство, на сасанидской границе поддерживался статус-кво, а германские племена стравливались друг с другом.
Экономика домината опиралась на систему колоната и уцелевшую внутреннюю торговлю.
Таким образом, сходством этих двух систем является монархическая форма правления, а во всех остальных вопросах принципат и доминат существенно различаются.