Английская революция (1640—1660 годы) – это процесс перехода монархического государства к буржуазной республике, который закончился реставрацией монархии.
В историографии Английской революции выделяют четыре главные интерпретации:
- либерально-вигская;
- марксистская;
- ревизионистская;
- постревизионистская.
Либеральная историография
Либеральная историография английской революции сложилась в ХIХ веке в трудах Ф. Гизо и Т. Маколея. Они полагали революцию закономерным событием, и ее возникновение объясняли политическими противоречиями между парламентом и монархической властью, ответственность за их обострение возлагая на династию Стюартов. Революция была справедливой борьбой парламента за восстановление прав, а также шагом на пути к установлению конституционно-демократических порядков. С. Гардинер считал, что ключевое значение имели религиозные противоречия, и изложил концепцию революции как «пуританской».
Либеральная трактовка преобладала в зарубежной историографии до 1970-х гг.
Марксистская историография
Основу марксистской интерпретации революции можно обнаружить в трудах самих К. Маркса и Ф. Энгельса. Не отрицая полностью политических противоречий короны и парламенты, Маркс их считал вторичными, а главное значение придавал экономическим факторам. С точки зрения марксистов, революцию вызвали долговременные предпосылки, то, что в Англии на протяжении десятилетий развивался капитализм, и феодальные формы общественного устройства к середине ХVII века стали тормозом для его развития. Таким образом революция была буржуазной, то есть была направлена на замену феодального строя капиталистическим. В противодействии короны и парламента отразилась борьба между старым феодальным дворянством и новой буржуазией, вступившей в союз с новым дворянством. Этот подход нашел последователей в историографии ХХ века. Известные английские историки (К. Хилл, Р. Г. Тоуни) занимали близкие к марксизму позиции. Также марксистский подход преобладал в советской историографии и был отражен в трудах таких специалистов, как В. М. Лавровский, Е. А. Косминский, Г. Р. Левин, М. А.Барг, Т. А. Павлова.
Ревизионистская историография
Ревизионистская интерпретация Английской революции сложилась в 1970-х годах. Историки-ревизионисты считают, что предпосылки Английской революции не имели долговременного характера. Они не находят в политике первых Стюартов тенденции к сознательному введению абсолютизма, хотя и отмечают их ошибки. Главной причиной обострения ситуации в Англии они считают стремление монархов утвердить однообразие в управлении Англией, Шотландией и Ирландией. Также причины революции следует искать в анализе ситуации, которая сложилась с созывом Долгого парламента в 1640 году. К 1642 году депутаты оказались в состоянии войны с королем, хотя ранее даже не помышляли об этом. К. Рассел указывает, что причины этого следует искать не в абстрактных рассуждениях о том, что политические, экономические и религиозные разногласия нарастали долгие десятилетия, а в личных и групповых интересах и пристрастиях главных игроков политической сцены.
Постревизионистская историография
В современной исторической науке отвергается ревизионистская идея о случайности революции, вытекшей из сиюминутных разногласий. Многие историки подчеркивают вину Карла I, политика которого способствовала возникновению и эскалации конфликта, что проявилось в попытке введения в Шотландии единого молитвенника. Отвергая ревизионистский подход, историки этого направления признают его заслуги в «сокрушении» марксистской интерпретации, сочетают отдельные идеи либеральной историографии с некоторыми положениями, выдвинутыми историками-ревизионистами. Примером подхода может служить книга современного американского историка С. Шамы «История Британии».
Современная отечественная историография
Отечественная научная литература в основном сохраняет приверженность марксистскому подходу.
Для обоснования идей экономической сути Английской революции историки марксистского толка прибегают к следующей аргументации. В XVII веке Англия по преимуществу оставалась аграрной страной, развитие капитализма шло в сельском хозяйстве, торговле и промышленности. Составной частью концепции первоначального накопления капитала был тезис о начавшейся в ХVI веке аграрной революции. Основными показателями развития капитализма в сельском хозяйстве были:
- усиление нового дворянства, переводившего хозяйство на капиталистические рельсы и участвовавшего в торгово-денежных отношениях;
- социальное расслоение крестьянства, в котором выделились категории богатых крестьян , фригольдеров (земельных собственников), копигольдеров (арендаторов земли) и безземельных коттеров;
Свидетельствами развития капиталистических отношений в промышленности было развитие мануфактурного производства и разложение цеховой системы. В торговле показатели развития капитализма видели в создании торговых компаний для ведения внешней торговли.
Политические причины отечественные историки связывают со стремлением династии Стюартов утвердить абсолютизм. Яков I в своих сочинениях пытался обосновать идеи абсолютизма. При нем парламент собирался нерегулярно и лишь на короткое время, а Яков опирался на фаворитов, которых выбирал в соответствии с личными пристрастиями. Последним фаворитом короля стал Джордж Вильерс, которому был дарован титул герцога Бэкингема. Когда парламент собирали, на его заседаниях остро звучала критика короны. В 1621 году парламент выдвинул обвинение во взяточничестве канцлера Ф. Бэкона. Депутаты критиковали экономическую политику (монополии, принудительные займы), внешнюю политику короны (тесные связи с католическими Францией и Испанией, игнорирование интересов протестантов в Тридцатилетней войне).
Особой причиной революции принято называть религиозную. В результате Реформации, в Англии государственной стала англиканская церковь, главой которой был сам монарх. Английские католики лишились политических прав и подвергались преследованиям. Одновременно многие протестанты считали, что проведенная реформация недостаточна, и настаивали на углублении. Таких позиций придерживались последователи Ж. Кальвина, которых называли пуританами. В ХVII веке в пуританском движении выделились две группы: пресвитериане и индепенденты.
Пресвитериане считали, что новую церковь должен возглавлять совет пресвитеров – выборных старейшин. Индепенденты стояли за независимость каждой отдельной церковной общины. Ситуация осложнялась тем, что религиозные различия в трех королевствах были существенными. В Англии приверженцы реформации видели в католиках угрозу. В Шотландии господствующую позицию занимала пресвитерианская церковь, а большую часть населения Ирландии составляли католики.