Вселенские соборы — это собрания епископата христианской Церкви, на которых обсуждались вопросы и выносились решения доктринального, церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.
Первый Никейский собор — это созванный императором Константином I собор Церкви, который состоялся в 325 годку в городе Никее и стал первым Вселенским собором.
На Первом соборе был принят Никейский символ веры, осуждена арианская ересь, провозглашен разрыв с иудаизмом, воскресенье признано выходным днём, определено время празднования Пасхи, выработаны двадцать канонов.
Источниками сведений о Никейском соборе служат работы его участников - Евсевия Кесарийского и Афанасия Великого, и историков более позднего времени - Сократа Схоластика, Руфина Аквилейского, Созомена, Феодорита Кирского.
Предпосылки созыва собора
Император Константин I стал первым правителем, который прекратил гонения на христиан и в 313 году Миланским эдиктом установил свободу вероисповедания, уравняв в правах христианство и остальные религии. Эдикт возвратил христианам отобранное при Диоклетиане имущество. В 313 году Константин на Арльском соборе разрешал спор между епископами Цецилианом и Донатом. В результате донатизм был осужден как ересь. Стремясь сохранять единство церкви во всей империи, Константин пытался урегулировать споры христианских течений. В 319 году он освободил клир от налогов и повинностей, в 321 году утвердил право церквей владеть недвижимостью.
В христианстве к III веку появились течения. В ответ на распространение в Александрии арианства, епископ Александр Александрийский собирает в 320 году поместный собор, который осуждает арианство. Это не останавливает Ария который продолжил распространять свои верования. В 321 году Александр Александрийский созывает собор Александрийской церкви. На соборе Ария придают анафеме. Он уезжает в Палестину, где получает поддержку Евсевия Никомедийского.
Константин, разочарованный церковной борьбой на Востоке, пишет письмо «к Афанасию и Арию», предлагая остановить спор. Подателем письма император выбрал епископа Осия Кордубского, который в Александрии понял, что вопрос требует серьёзного подхода. Александр Александрийский ответил о прекращении церковного общения с Арием. Арий жаловался императору на несправедливое отношение к нему Александра Александрийского. Константин предложил Арию защитить свои взгляды на ойкуменальном соборе. Было решено провести Вселенский Собор.
Участники собора
Историки свидетельствуют, что члены собора составляли две партии, отличавшиеся известным направлением: православная и арианствующая.
Источники называют разное количество участников Собора; общепринятое число участников, 318 епископов, называют Василий Великий, Иларий Пиктавийский и Афанасий Великий. Ряд источников указывает на число участников собора в 250. На Востоке в то время было 1000 епископских кафедр и почти 800 — на Западе. На соборе присутствовала почти 1⁄6 часть епископата Римской империи.
Представительство было непропорционально. Запад был представлен лишь минимально: по одному епископу из Африки, Испании, Галлии, Калабрии; папа Сильвестр не принял личное участие в соборе, но делегировал легатов — двух пресвитеров. Присутствовали делегаты от территорий, не из состава империи: Стратофил из Питиунта, Феофил Готский из Боспорского царства, из Скифии, из Персии. Большая часть епископов были из восточной части империи
Ход собора
Местом созыва выбрали Никею — город неподалеку от Никомедии. Находившийся в городе императорский дворец предоставили для размещения участников и заседаний. Епископы съехались в Никею 20 мая 325 года; 14 июня император открыл заседания Собора, а 25 августа собор был закрыт.
Почётным председателем был сам Константин, который не был крещёным и принадлежал к разряду «слушающих». Позднейшие исследователи «председателем» называют Осию Кордубского, значившегося на 1-м месте в списках отцов собора; есть предположения о председательстве Евсевия Кесарийского и Евстафия Антиохийского.
В первую очередь рассматривалось арианское исповедание веры Евсевия Никомедийского. Оно было отвергнуто большинством; на соборе было около 20 епископов-ариан, хотя защитников Православия было едва ли не меньше.
После нескольких попыток опровергнуть арианское учение ссылками на Священное Писание собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому добавлялась характеристика Сына «единосущна Отцу», утверждавшая, что Сын является тем же Богом, что и Отец: «Бог от Бога», в противовес Ариевому выражению «из не сущего», то есть Сын и Отец одна сущность — Божество. Символ веры 19 июня был утверждён для всех христиан, а не подписавшие епископы Ливийские, Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский, были вместе с Арием удалены с собора и отправлены в ссылку. Под угрозой ссылки подписи поставили такие воинственные арианские вожди, как епископы Феогнид Никейский и Евсевий Никомидийский.
Собор вынес постановление о дне празднования Пасхи. Епифаний Кипрский указывал, что при определении дня празднования Пасхи руководствоваться следует 3 факторами: равноденствием, полнолунием, воскресением.
Собором было составлено Послание «Церкви Александрийской и братиям в Египте, Ливии и Пентаполе», которое кроме осуждения арианства содержит решение о мелитианском расколе.
Собор принял 20 канонов, касающихся вопросов церковной дисциплины.
Постановления собора
Протоколы Никейского собора не сохранились. О принятых на Соборе решениях известно из поздних источников, включая деяния последующих соборов.
Собор осудил арианскую ересь.
Был сформулирован Символ веры, впоследствии названный Никейским.
Зафиксирован приоритет епископов четырёх митрополий: Римской, Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской.
Собор установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.