Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Иконоборческие споры в Византии: православные полемисты и их противники в VIII в

Все предметы / История России / Иконоборческие споры в Византии: православные полемисты и их противники в VIII в
Определение 1

Иконоборчество — это религиозно-политическое движение в Византийской империи в VIII —IX веках, направленное против поклонения иконам.

Причины иконоборчества

Иконоборцы свои взгляды основывали на одной из заповедей, данных Моисею. Хотя изображения Христа и святых известны были древней церкви, но канона отношения к иконам не было. При этом в народе иконы окружались поклонением.

Академик В.Н. Лазарев отметил, что для религиозного искусства того периода была характерна чувствительность, для некоторых ставившая под сомнение святость икон. При этом, по замечанию историка Карташёва, к этому времени уровень просвещения в Византии снизился в сравнении с периодом правления Юстиниана, и «проблемы догматики оказались непосильны подавляющему большинству богословских умов».

Исследователи называют политические причины иконоборчества:

  • императоры через иконоборчество хотели уничтожить преграду для сближения христиан с мусульманами и иудеями, которые к иконам относились резко отрицательно. Планировалось через это облегчить подчинение исповедующих эти религии народов;
  • К VIII веку роль церкви в Византии усилилась, наблюдался рост числа монастырей и церковной собственности. Духовенство активно участвовало в делах империи. По этой причине императоры считали необходимым отвлечь силы и средства от церкви и направить их в казну. Поэтому, по замечанию греческого историка Папарригопуло, «одновременно с религиозной реформой, осудившей иконы, уменьшившей число монастырей и не коснувшейся догматов христианской веры, происходила реформа политическая и социальная»;
  • В VII—VIII веках Византия потерпела ряд поражений от арабов, и император Лев III посчитал «что виновником бед стало почитание икон, которое во внешних проявлениях можно отождествить с идолослужением». Такое мнение возникло под влиянием противников иконопочитания епископов Константина Наколийского и Фомы Клавдопольского.

Готовые работы на аналогичную тему

Репрессии

В период иконоборчества безжалостно уничтожались посвящённые христианской тематике художественные произведения: иконы сжигались, мозаики и фрески на стенах храмов сбивались. К наиболее известным подобным фактам относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором прошел иконоборческий собор 754 года.

В первую очередь преследование затронуло монашество: Константин V объявил их политически неблагонадёжными. Сторонники Константина гнали и поносили монахов, кидали в них камнями. От гонений пострадали Стефан Новый и его ученики, казни которых, по словам А. В. Карташёва, дали повод сравнивать времена Копронима с эпохой Диоклетиана. 25 августа 766 года за сочувствие иконопочитателям публично на ипподроме были подвергнуты наказанию 19 высокопоставленных лиц. Ряд пострадавших монахов позднее были канонизированы.

От гонений пострадали константинопольские патриархи (Герман I, Никифор), епархиальные архиереи (святитель Евсхимон, Василий Парийский), богослов Иоанн Дамаскин. При императоре Льве V отправлен в ссылку на остров Самофраки был византийский хронист Феофан, умерший в изгнании.

Гонения и конфискация собственности монастырей вызвали миграцию монашествующих в незатронутые императорской политикой места. В правление Льва III и Константина V в Южную Италию переселилось 50 тысяч монахов. Еще одним направлением миграции стало северное побережье Чёрного моря, Сирия и Палестина.

Борьба с иконописными изображениями затронула их создателей.

Хроника иконоборчества

Иконоборчество включает два периода, разграниченных Седьмым Вселенским собором и последовавшим за ним временным восстановлением иконопочитания. Продолжавшийся 50 лет первый период начался во времена правления императора Льва III и закончился регентством императрицы Ирины. Второй период, продолжался около 30 лет и начался в правление Льва V, а закончился в регентство императрицы Феодоры. В период иконоборчества в империи правили 12 императоров из которых активными иконоборцами были 6 (6 патриархов из 11 были иконоборцами).

Первый иконоборческий период (730—787)

Рост иконопочитания к VIII веку навлек на христиан упрёки в идолопоклонстве со стороны мусульман, которые не только распространяли собственную религию, отрицавшую иконопочитание, но и требовали от подвластных христиан прекращения поклонения иконам. Император Лев III Исавр стремился в ходе военных кампаний не только подчинить занятые арабами территории, но и распространить христианство среди мусульман и иудеев. Он полагал, что император может вмешиваться в вопросы церковной жизни, выражая идеи цезаропапизма.

В первое десятилетие правления Лев не предпринимал активных действий в церковной деятельности, известно лишь его требование 723 года к иудеям принять крещение. По свидетельству Феофана лишь в 726 году он начал кампанию борьбы с иконопочитанием. Первым действием было снятие иконы Христа с ворот Халкопратии. Результатом были столкновения горожан и солдат. Иконы удаляли с видных мест, в церквях поднимали повыше, чтобы народ не кланялся и не лобызал их. Из Собора Святой Софии в правление Льва Исавра иконы не удалялись.

Эти действия вызвали раздражение иконопочитателей, к которым принадлежали духовенство, массы простого народа и женщины всех классов, при уничтожении икон случались побоища. Население Греции и Цикладских островов подняло восстание провозгласив нового императора, но дело победой Льва III. Немало населения внутренних районом империи бежали на окраины; значительная часть итальянских владений перешли под власть лангобардов.

Константинопольский патриарх Герман обличал Льва в ереси. На заседании Тайного совета патриарх на вопросы об иконопочитании отвечал, что не будет вводить новшества в делах веры без вселенского собора. В результате Герман, не найдя поддержки в императорском окружении, сложил с себя патриаршую власть.

Вместо Германа патриархом стал иконоборец Анастасий, подписавший эдикт против почитания икон. Эдикт стал первым документом иконоборчества, изданным от имени церкви.

На западе о иконоборстве стало известно от купцов, ставших очевидцами снятия образа Христа с ворот Халкопратии. Римский Папа Григорий II в 727 году собрал Собор, подтвердивший иконопочитание. Взаимоотношения Византии с Западом ухудшились. В ответ на послание Анастасия папа отверг эпитет «брата и сослужителя», обличил патриарха в ереси и потребовал возврата к православию. Григорий III занял такую же позицию.

На Востоке противником иконоборчества был богослов Иоанн Дамаскин, написавший «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». В его сочинении определено различие между «служением», подобающем Богу, и «поклонением», оказываемом тварным вещам.

Несмотря на сильную оппозицию, Лев, опираясь на придворную аристократию и войско, а также нашедший поддержку части духовенства, до конца правления поддерживал иконоборчество.

Преемник Льва III Константин V Копроним с большей энергией выступал против иконопочитания, несмотря на борьбу с партией, выставившей новым императором его зятя Артавазда, который два года владел Константинополем.

Желая провести иконоборческие идеи Константин в 754 году созвал во дворце Иерии большой собор, впоследствии получивший название иконоборческий, на котором присутствовали 348 епископов, но не было представителей Рима, Антиохии, Александрии и Иерусалима. Собор постановил необходимость предания анафеме иконописцев и иконопочитателей. Собор при этом не высказался против почитания святых.

Константин начал претворять решения собора в жизнь: массово уничтожались иконы, мозаики, рукописи. Вместо иконописных изображений храмовые стены украшались арабесками и виньетками из растений и птиц. Период назван «Константиновым гонением» и ознаменован казнями иконопочитателей.

Под покровительством Константина придерживавшиеся павликианства сирийцы и армяне усилили свое влияние в европейской части империи. После 761 года Константин не только подвергал гонению и мучениям представителей монашества, но преследовал сам институт монашества.

Несмотря на усиление оппозиции, иконоборчество держалось и в царствование умеренного иконоборца Льва IV Хазара (775—780).

Седьмой Вселенский собор

После смерти Льва IV регентом стала его вдова сторонница иконопочитания императрица Ирина. Она начала подготовку к Вселенскому собору для разрешения почитания икон. В 784 году патриарх Павел объявил об отречении от патриаршества. По предложению Ирины, патриархом стал императорский секретарь Тарасий.

7 августа 786 года была предпринята попытка открыть заседание собора, на который присутствовали представители всех христианских церквей. Когда в храме Святых Апостолов на открытии начали зачитывать святые писания, в него ворвались воины, сторонники иконоборцев, и заставили прекратить заседание. Ирина после этого переместила столичные войска в провинции, а затем собрала новое войско под командованием преданных ей военачальников.

Седьмой вселенский собор открылся в Никее 24 сентября 787 года. В его работе участвовали 350—368 иерархов. Собор начал работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых допустили к участию в работе, приняв их раскаяние. На четвёртом заседании, в храм, где заседал Собор, была принесена икона. Собор отверг постановления собора 754 года, предал анафеме иконоборцев и установил догмат о иконопочитании.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис