Период Яёй – это важная эпоха в истории Японии, в ходе которой произошло развитие земледелия, началось использование металлов в труде, произошло социальное расслоение и возникновение первых протогосударственных образований. Период Яёй соответствует бронзовому и железному веку.
Хронологическими рамками являются даты от III в. до н.э. до III в. н.э.
Период Яёй получил название в честь района города Токио, где в 1884 г. был найден сосуд, который был определен периодом, пришедшим на смену эпохе Дзёмон.
А приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» уже вошло в научную терминологию. А уже немного позднее было высказано предположение, ставшее позже общепризнанным мнением, что создатели культуры Яёй являлись переселенцами с Корейского полуострова.
Центр же культуры Яёй находился в первое время на острове Кюсю, и оттуда эта культура и распространилась далее на северо-восток. Наибольшее развитие культура Яёй получила в районе уже современных городов Нара-Киото-Осака. И именно в этом районе через несколько веков начнется формирование раннего Японского государства.
Хронология периода Яёй
В современной науке эпоха Яёй датируется III веком до н. э., и концом — III века н. э. Периодизация основана на результатах датировки и классификации изделий из керамики данного хронологического отрезка.
Специалисты делят период Яёй на три стадии:
- ранний (III—I в. до н. э.);
- средний (I в. до н. э. — I в. по н. э.);
- поздний (I—III в. н. э.).
Происхождение культуры Яёй
О происхождении культуры и народа есть две точки зрения. Согласно представлениям западных ученых и ряда японских специалистов культура Яёй появилась в результате переселений с Корейского полуострова и земель современного нам Китая. Вторая точка зрения, которая популярна среди японских специалистов, считает эту культуру автохтонной, то есть местной, развитой самостоятельно жителями Японских островов.
Что касается генетических исследований народа Яёй, то согласно исследованиям с 1996 по 1999 год, проведенным командой во главе с Сатоси Ямагути, научным сотрудником Национального научного музея Японии, анализы ДНК подтвердили гипотезу о происхождении населения культуры Яёй с земель к югу от китайской реки Янцзы.
Важное значение имеют антропологические исследования облика людей периодов Дзёмон и Яёй. Эти исследования говорят о том, представители этих двух культур внешне достаточно сильно отличались друг от друга.
Представители культуры Дзёмон были ниже ростом людей из культуры Яёй, имели более длинные предплечья и нижние конечности, короткие и широкие лица, черты их лиц были намного более выражены, в частности более выражены их носы.
Собственно население культуры Дзёмон сохранилось до нашего времени в остатках народа айнов, населяющих сейчас север острова Хоккайдо, и даже на российской Камчатке. В старину айнов было больше, и в современной науке между ними и населением культуры Дзёмон ставят знак равенства.
А вот представители культуры Яёй выглядели иначе. Они были выше ростом, имели близко посаженные глаза, узкие лица и плоские носы.
Керамика культуры Яёй
Отметим, что специфических и свойственных именно для культуры Яёй сосудов, выявлено не так уж и много. В отличие от предыдущей керамики эпохи Дзёмон керамика Яёй стала более унифицированной. Типология культуры Яёй стала проще, как и их орнаментальные украшения. Украшения сводятся к «веревочному орнаменту», отпечаткам раковин, «царапинам». На многих типах керамики вообще отсутствуют украшения в виде орнаментов. Керамика имеет в основном красноватый оттенок. Большинство из найденных типов сосудов имеет четко выраженный утилитарный, то есть пригодный именно для домашнего хозяйства характер, а не для ритуальных практик.
Керамику изготавливали также, как и ранее, без использования гончарного круга и обжигали при низкой температуре.
Отметим, что даже специалисты по керамике не всегда могут определить к какому именно, период относится найденный сосуд, к периоду Дзёмон или к Яёй. И поэтому употребление «термина Яёй» является условным, поскольку особенности эпохи определяют не сколько основные типы керамики, а социальные и хозяйственные изменения, порою кардинально меняющие общество.
Переход к производящему хозяйству
В период Яёй на островах Японского архипелага произошла «неолитическая революция», то есть произошел переход от присваивающего хозяйства, такого как охота и собирательство, к хозяйству производящему, а именно к земледельческому труду и выращиванию годных для питания злаков, а также к скотоводству.
Под воздействие пришельцев с материка началось использование металла, хоть и в очень ограниченном размере. Железо использовалось для орудий труда, тогда как бронза использовалась в ритуальных целях.
На Японских островах в период Яёй развилась новая для местного населения культура, основу которого оставляло рисоводство, в особенности заливное рисоводство.
Заливное рисоводство является достаточно сложной технологией. Необходимо создать ирригационную систему, то есть оросительную и дренажную систему, а предварительно, зачастую ещё нужно было высадить рассаду. Если соблюдать весь технологический процесс правильно, то заливное рисовое поле не нуждается в прополке, оно покрыто большую часть года водой. Участок легко защитить от сорняков.
Считается, что в ту эпоху люди возделывали около 37 видов культурных растений.
В результате перехода к производящему хозяйству шёл рост численности населения, улучшалось качество питания, увеличивалась средняя продолжительность жизни. Всё это приводило к увеличению давления на окружающую среду, началу конфликтов между общинами за контроль над землёй и водой. О нарастании числа случаев насильственной смерти говорит нам анализ погребений культуры Яёй, что говорит о высоком уровне социальных конфликтов в это время.
Японская культурно-историческая традиция является преемственной по отношению к культуре Яёй по следующим параметрам:
- Становление хозяйственного уклада, основанного на сочетании трех основных занятий – поливного рисоводства на равнинах, ловли рыбы на побережье, охоты, собирательства, богарного земледелия (то есть без применения искусственного орошения земли), собирательства, лесного промысла в горах;
- Появление трёх главных хозяйственных зон по оси север-юг. К таким хозяйственным зонам относится земли Хоккайдо, север и юг Кюсю, а также Окинава.
- Возникновение четырех главных культурных центров. К ним относятся земли севера Кюсю, центра Хонсю, равнины Канто и Идзумо;
- Становление ряда общих принципов в религиозной практике, таких как укрытие священных предметов, и определение части предметов, таких как зеркало и меч, священными;
- Соседние страны Китай и Корея становятся для Японских островов культурными донорами, оказывают большое культурное воздействие на регион.