Периодизация истории — систематизация, которая заключается в делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
У этих периодов есть т отличительные особенности, которые зависят от избранного критерия периодизации. Могут избираться самые разнообразные основания: от перемены типов мышления (К. Ясперс и О. Конт) до смены способа коммуникации (М. Маклюэн) и трансформации в экологии (Й. Гудсблом).
Содержание цивилизационного подхода
Цивилизационный подход представлен разными направлениями, которые используют разные критерии для определении термина цивилизации. Обобщенно его можно обозначить как концепцию, интегрирующую в понятие цивилизации как единой саморазвивающейся системы все компоненты исторического процесса:
- природно-географическая среда обитания;
- хозяйственно-производственная деятельность;
- биологическая природа человека;
- социальная структура общества;
- психофизиологические характеристики этносов;
- сфера духовного производства;
- институты власти;
- взаимодействие локальных сообществ и многие др.
В логике цивилизационного подхода духовная сфера определяет экономические характеристики общества. Более того, базовой основой цивилизации, определяющей другие характеристики, считается, как правило, тип духовных ценностей, которые, в свою очередь, предопределены особенностями природно-географической среды.
Можно выделить два принципиально отличающихся друг от друга значения понятия «цивилизация»:
- цивилизация как стадиальное явление;
- цивилизация как локальное явление.
Если первый подход базируется на признании общемировой цивилизации и единой для всего человечества истории, то второй подход связан с отрицанием существования общемировой цивилизации и единой истории на основе фактов самодостаточности и самобытности характеров развития локальных цивилизаций.
Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода
Понятие цивилизации в рамках этого подхода изначально рассматривалось как универсальная высшая стадия в развитии человеческого общества согласно утвердившейся в науке трехступенчатой периодизации мировой истории, которая предполагает последовательную смену стадий «дикости», «варварства» и «цивилизации».
Признаки стадии «дикости»:
- Присваивающий тип хозяйства, основанного на экстенсивно взаимодействующих с природой занятиях: собирательстве и охоте;
- Небольшие автономные общины, имеющие кровнородственную основу и строгую половозрастную стратификацию;
- Господство мифологического мировоззрения и отсутствие индивидуального сознания.
Признаки стадии «варварства»:
- Переход от экстенсивного взаимодействия с природой к интенсивному, что обуславливает зарождение производящего хозяйства. Важной особенностью является то, что основным источником формирования материальных благ для общества является внешняя военная деятельность, целью которой является перераспределение богатства региона в свою пользу (военные экспедиции, наёмническая деятельность, контроль за транзитной международной торговлей и т.д.);
- В социальной самоорганизации переход от кровнородственных связей к территориальным отношениям, складывание межплеменных объединений, связанных мобилизационной системой, которая обеспечивает совокупную военную мощь всех участников;
- В духовной культуре появляются патриархальные семейно-родовые культы предка, вождей, племенных богов и на этой основе формируется политеизм. Также появляется первые формы письменности.
Признаки стадии цивилизации:
- Хозяйственная система, интенсивно взаимодействующая с природной средой и означающая появление общественного разделения труда;
- Устойчивые государственные институты;
- Развитая письменная традиция, календарное летоисчисление и индивидуальное сознание в духовной сфере. Появление монотеистических религиях;
- Город как новый тип поселения, который выполняет функции экономического, политического и культурного центра жизни общества.
В современной науке такая трехзвенная периодизация истории получила развитие и теперь предстает в таком виде:
а) доцивилизационный период, включающий в себя рассмотренные выше стадии «дикости» и «варварства»; б) период цивилизации, в котором выделяют три стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.
Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода
В локально-цивилизационном подходе цивилизация понимается как локальная культура с выраженной социокультурной спецификой. Историческая наука до сих пор не разработала единые принципы и критерии для классификации исторических общностей в качестве автономной цивилизации, что является главным недостатком всех теорий локальных цивилизаций.
Исследователи выдвигали разнообразные теории исторического процесса, основанные на идее автономных локальных цивилизаций. Наиболее известными такими периодизациями стали теории, принадлежащие Н. Данилевскому, О. Шпенглеру, А. Тойнби.
Н.Я. Данилевский выдвинул идею «культурно-исторических типов», находящихся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре «основы» их исторического проявления: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую. По его мнению, все культурно-исторические типы сосредотачивали свои силы лишь на одной сфере деятельности. Качественно новым Данилевский называл «славянский» культурно-исторический тип, равномерно развивающий все четыре сферы. Ход мировой истории определяет смена культурно-исторических типов, исчерпывающих возможности развития.
Каждый культурно-исторический тип проходит три этапа:
- этнографический, который начинается с отделения племени от родственных племён и обретения способности к самобытной деятельности;
- на политическом этапе народы выходят из «этнографической формы бытия», строят свое государстве и обеспечивают политическую независимость;
- цивилизационный этап обеспечивает реализацию духовных идеалов в науке, искусстве. Исчерпав творческие силы, цивилизация умирает.
О. Шпенглер в концепции локальных цивилизаций говорил о культуре как множестве «организмов», проходящих жизненный цикл, завершающийся стадией цивилизации, для которой характерны следующие признаки:
- развитие индустрии и техники;
- деградация искусства и литературы;
- возникновение огромного скопления людей в больших городах;
- превращение народов в безликие «массы».
В концепции локальных цивилизаций А.Д. Тойнби центральной идеей является утверждение, что развитие общества определяется столкновением «Вызова», который ставит под угрозу его существование, и творческого «Ответа», даваемого людьми. «Вызовом» может быть ухудшение природных условий, завоевание, деструктивные социальные силы и т.д. Автором «Ответа» выступает «творческое меньшинство» общества, которая приобщает инертную массу, склонную к подражанию, к новым ценностям.
По мнению Тойнби сменяющие друг друга локальные цивилизации проходят три аналогичные стадии:
- Возникновение. При удачном решении угрожающих существованию общества проблем рождается локальная цивилизация.
- Рост. Критерием развития общества становятся процессы его самоопределения и внутренней дифференциации.
- Надлом и разложение. Неспособность «творческого меньшинства» решать возникающие социально-исторические проблемы становится причиной его деградации и вырождения в правящее меньшинство, озабоченное сохранением собственной власти. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, что становится причиной гибели цивилизации.