Отряд Кая Онга — это повстанческий вьетнамский отряд в составе армии сестер Чынг, в котором состояли 300 (по иным данным — 3000) мужчин, которые поголовно были одеты в женские платья.
Легенда о Кае Онге
Во вьетнамском селе Тхыонгтхань сохранилось интересное предание о местном уроженце Кае Онге (он же — Кай Конг или господин Кай). Он снарядил отряд из своих земляков-мужчин в количестве 300 человек (по другим данным, в отряде было 3000 мужчин), которые для сражений переодевались в женские костюмы. И, надо отметить, что сражались они очень умело и мужественно. Специфичность их военных костюмов вовсе не смущает потомков — дни памяти Кая Онга отмечаются всем селом в посвященном ему тхыонгтханьском храме каждый год в соответствии с лунным календарем (9 - 10 июля).
В целом эта история является очень странной. Нередко случалось, что женщины разных стран и эпох, участвуя в боевых действиях, переодевались в мужские военные доспехи и мундиры. Они делали это, стараясь походить как можно больше на привычных воинов-мужчин или просто для удобства движений, не стесненных юбками и другими специфическими деталями женского костюма. Но никогда в истории больше не было такого, чтобы мужчины, идущие на войну, специально надевали женские одежды, вдохновляясь бесстрашными дамами-воительницами и как бы копируя героинь.
Теории
Во вьетнамских источниках разноречиво объясняются мотивы этих переодеваний.
Есть версия, что Кай Онг был трансвеститом, который чрезвычайно храбро сражался, но все же погиб. Однако каким бы ни был сам Кай, сложно представить, что все воины его отряды в 300, или в 3000 человек были трансвеститами. Другая, более распространенная версия говорит, что он и его бойцы хотели быть приняты в какие-то строго женские боевые подразделения. И хотя потом (после изгнания ханьцев в 40 году) Кай Онг с бойцами признались, что они являются мужчинами, — им разрешили остаться в этих подразделениях, поскольку они себя замечательно проявили в боях.
Есть предположение, согласно которому Кай, выдавал себя за женщину, поскольку в армии сестер Чынг именно так было больше шансов стать командиром высокого уровня (уровня тысячников, сотников и даже десятников), а его отряд с меньшей долей вероятности мог быть переформирован и отдан под высокое командование какой-нибудь женщине (из неоднозначных сведений, сохранившихся о восстании сестер Чынг можно заключить, что у вьетов среди солдат преобладали мужчины, а вот в командном составе было больше женщин). То есть Кай хотел оставаться во главе отряда из земляков-мужчин, чья эффективность в бою была высокой, кроме того, прибавлялся эффект неожиданности, поскольку китайцы тоже принимали отряд за женщин, не думая о возможности сильного сопротивления.
Вместе с тем во многих статьях дается понять, что Кай и его ополченцы-мужчины одевались по-женски ввиду чистосердечного восхищения героинями женского пола и своего желания подражать им. Но можно только предполагать, как выглядела (и в чем были конкретные отличия) в армии Чынг типично мужская и типично женская одежда рядовых бойцов и командиров. Одной из особенностей наверно было то, что солдаты-женщины, носили подобие юбок, которых не имели мужчины (об этом говорят этнографические исследования вьетских традиций и, в частности, археологические находки). В любом случае эти костюмные отличия были заметны, иначе народная память об отряде Кая Онга не сохранила бы такие необычные подробности.