Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Причины крестовых походов

Определение 1

Крестовые походы — серия военных религиозных походов в XI—XV веках из Западной Европы против мусульман.

В первую очередь крестовые походы 1096—1272 годов были направлены в Палестину для «освобождения» находящегося в Иерусалиме Гроба Господня.

Также к крестовым походам относятся и другие провозглашаемые папами римскими походы, проводившиеся для обращения язычников Прибалтики в христианство и подавления еретических течений в Европе.

Предыстория походов

После покорения мусульманских областей Ближнего Востока тюрки-сельджуки не остановились и вторглись на территорию Византии.Император Роман IV пытался остановить завоевание, но потерпел сокрушительное поражение в 1071 г. в битве при Манцикерте и попал в плен. У византийцев не осталось сил для сопротивления, и сельджуки отняли у них почти всю Малую Азию.

Сельджуки нещадно разоряли и жгли христианские города и деревни. Церкви и монастыри пылали. Завоеватели оскверняли святыни, подвергали пыткам и убивали священников и монахов, принуждали население принимать ислам и истребляли всех тех, кто оказывал сопротивление. В 1071 г. в под их власть перешёл Иерусалим со всеми главными святынями христианства. Столетия святой город находился в руках арабов, достаточно терпимо относившихся к местным христианам и прибывающим из Европы паломникам. Новые хозяева стали подвергать поруганию храмы, ущемлять права христиан, чинить препятствия паломникам.

Европа знала о византийских сложностях Византии. В XI веке римские папы неоднократно выступали с идеей помощи. Среди западных христиан эта идея получала все большее распространение. В этом огромную роль сыграли новости о бесчинствах сельджуков в Иерусалиме.

В ноябре 1095 г. на церковном соборе в Клермоне присутствовали все видные фигуры католической церкви: кардиналы, архиепископы, епископы, настоятели монастырей. На такое первоочередной важности событие также съехалось много рядовых священников и монахов, а также огромное множество знатных сеньоров, рыцарей и простолюдинов. Папа римский Урбан II начал проповедь о необходимости освобождения Иерусалима от турок. Народ прислушался к этим призывам.

«Причины крестовых походов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

После отшельник Пётр Амьенский стал истинным вдохновителем крестового похода. При посещении Иерусалима зрелище притеснений братьев по вере пробудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем, содержащих мольбы о помощи, Пётр отправился к папе Урбану II, затем по городам Европы, проповедуя о походе для освобождения Гроба Господня. Тронутые красноречием простые люди принимали его за святого. Так эта идея обрела большую популярность популярной.

Также незадолго до этого император Византии Алексей I Комнин обратился к папе римскому Урбану с просьбой о помощи в отражении нападения турок-сельджуков. Восприняв это нашествие как угрозу всему христианству, Папа решил помочь императору, а также, привлекая на свою сторону общественное мнение для борьбы с претендентами на папский престол, провозгласил дополнительную цель — освободить от сельджуков Святую землю. Желающие приносили в Клермоне клятвы и в знак обета нашивали на одежду кресты из красной ткани. Отсюда пошли названия «крестоносцы» и «Крестовые походы».

Замечание 1

Первому походу на волне всеобщего воодушевления удалось в целом достичь своей цели: Иерусалим был освобожден. В дальнейшем Святая земля вновь перешла в руки мусульман. Последний Крестовый поход состоялся в 1271—1272 годах.

Причины крестовых походов на Востоке

Быстрое распространение ислама в первое столетие его существования грозило христианам серьёзной опасностью: арабы смогли завоевать:

  • Сирию,
  • Египет,
  • Палестину,
  • северную Африку,
  • Испанию.

Победы византийского императора Льва Исавра и франкского майордома Карла Мартелла в начале VIII века остановили экспансию, а начавшееся политическое разложение мусульманского мира остановило дальнейшее расширение исламских территорий.

Во второй половине X века Византийская империя сумела даже вернуть кое-что из потерянного: Никифор Фока отвоевал у арабов часть Сирии, Крит, Антиохию. Но в XI веке положение дел снова переменилось в пользу мусульман. После смерти Василия II в 1025 году византийский престол занимали беспрерывно сменявшиеся слабые императоры. Как раз в этот период империи стала угрожать опасность наступательного движения на Запад турок-сельджуков.

Под руководстом Шакир-бека и Тогрул-бека они подчинили большую часть Ирана, Месопотамии и Армении. Алп-Арслан опустошил значительную территорию Малой Азии в 1067—1070 годах и взял в плен императора Романа Диогена в битве при Манцикерте. Сельджуки отняли у египетской династии Фатимидов Палестину и Сирию (Дамаск в 1076 году, Иерусалим в 1071-1073 годах,), а к 1081 году заняли всю Малую Азию. Наконец, в 1085 году турки смогли взять и Антиохию.

Одновременно европейские провинции подвергались вторжениям кочевых печенегов и огузов, переселившихся на Балканы, которые опустошали территории иногда под самыми столичными стенами. Император Алексей Комнин не мог рассчитывать на успех, продолжая борьбу только своими войсками. Их силы были также в значительной степени подорваны войной с итальянскими норманнами, которые пытались утвердиться на Балканском полуострове.

Причины крестовых походов на Западе

К концу XI века в Западной Европе целый комплекс причин создал обстановку, благоприятную для призыва на борьбу с неверными. Чрезвычайное усиление религиозного чувства и развитие аскетических настроений, находившее выражение в духовных подвигах способствовали тому, что просьба Комнина попала в сердце европейцам.

Много паломников всегда направлялось ко Гробу Господню в Палестину. Например, в 1064 году архиепископ Зигфрид Майнцский отправился в Святую Землю с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не мешали таким паломничествам, но христианские чувства иногда сильно оскорблялись проявлениями фанатизма мусульман: египетский халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба. Впечатленный этим событием папа Сергий IV проповедовал священную войну, но на тот момент безуспешно.

Утверждение турок в Палестине сделало христианские паломничества гораздо более трудными и опасными. Теперь пилигримы гораздо чаще становились жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращающихся пилигримов развивали в массах западного христианства скорбь об участи святых мест и негодование против неверных.

Кроме религиозного воодушевления были и иные мотивы. К XI веку не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая последние отголоски великого переселения народов. Формирование феодального строя привело к созданию в рыцарском классе значительного контингента лиц, не находивших приложения своим силам на родине (младшие члены семей). Тяжелые социально-экономические условия влекли в походы множество людей из низших слоев. В некоторых странах Запада в XI веке положение народных масс стало невыносимым вследствие ряда стихийных бедствий: неурожаев, наводнений, повальных болезней. Итальянские богатые торговые города готовы были поддерживать крестоносцев в надежде на торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot