Особенности Средневековья на Востоке – это специфические социально-политические, экономические и культурные черты стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока в период от I до XVI века н. э.
Хронология
Выделяют следующие хронологические этапы развития Средневекового Востока:
- I-VI в. н.э. - является переходным периодом между периодом рабовладельческих отношений и феодальным периодом;
- VII-Х вв. – период ранних феодальных отношений. Происходит натурализация экономики и упадок древних городов;
- XI-XII вв. – домонгольский период. Время начала расцвета феодальных отношений. Происходит становление сословно-корпоративного строя, происходит культурный взлет;
- XIII вв. – период завоевания монголов. Создание Монгольской империи. Нашествие прервало развитие феодального общества и обратило ряд общественных процессов вспять;
- XIV-XVI вв. - постмонгольский период, характерный замедлением общественного развития, и консервацией деспотической формы власти в государствах.
Индия
В VII-XII веке в Индии начинается период феодальной раздробленности, междоусобиц. Этот период носит названия доисламского, раджпутского.
Социально-экономические отношения этого времени характеризуются специалистами такими моментами как ростом феодальных владений индийских владык и феодалов. Наравне с правителями государств самыми богатыми были индийские монастыри и храмы. Крестьянские общины индусов были относительно самостоятельны в своих делах, были крупными в своих размерах и обладали внутренней автономией.
Житель общины, который имел полные права, мог владеть своим полем по наследству. Но при этом операции с землёй были подконтрольны властям общины.
Лишь к концу раджпутского периода стали возрождаться города и городская жизнь. Этому способствовало усиление обмена между городами, также возникают группировки ремесленников по кастам.
В этот период индуизм окончательно берет вверх над буддистскими вероучениями.
В XIII в. на севере Индии образовалось крупное мусульманское государство – Делийский султанат. В это время на севере Индии окончательно утверждается власть мусульманских правителей, главной религией становится ислам суннитского направления, а главным языком становится персидский язык. Князья Центральной и Южной Индии были вынуждены платить Делийскому султанату дань.
В 1398 г. в Северную Индию приходят войска среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Делийский султанат слабеет. В 1526 году потомок Тимура, Бабур, завоевывает большую часть Индии и основывает могущественную империю Бабуридов, названную европейцами империей Великих Моголов.
Дело в том, что европейцы по ошибке считали завоевателей Индии моголами, т.е. монголами по национальности.
Во времена империи Бабура Индия вступает в период расцвета феодальных отношений. В ней активно развивается торговля, ремесло и в особенности производство тканей достигает большого уровня. Бенгалия в XVII в. становится экономическим центром Индии. В Бенгалии активно развивается производство тонких тканей, селитры и табака. В Мадрасе возникает новый центр производства текстильной продукции.
Китай
В конце III в. после падения империи Хань в истории Китая начинает почти трехвековой период междоусобиц и нашествий кочевников с севера, захвативших к тому же северо-западные земли империи и основавшие там собственные государства.
Главной династией во времена правления которой происходило качественное развитие Китайского государства, его экономики, политического и государственного устройства, была династия Тан, считающаяся наиболее могущественной династией в истории Китая. Также следует отнести к наиболее известным династиям средневекового Китая династию Юань и династию Мин.
В период политической раздробленности и племенных междоусобиц происходила заметная натурализация хозяйственной жизни, приходили в упадок города, сокращалось денежное обращение.
Абсолютную власть имел император, признававшийся Сыном Неба. Ему были подчинены корпорации чиновников и военных, осуществлявших военное и административное управление на местах и в создаваемых императором министерствах.
Экономика Китая в VII-XVI веке была основана на аграрном производстве. В систему землепользования входил государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупные и средние частные землевладения, мелкокрестьянская земельная собственность и поместья держателей государственных земель.
Китай достиг достаточно высокого уровня развития военного дела, ремесел, научных познаний и технических изобретений (таких как компас и порох).
Однако, каждая династия в истории Китая непременно переживала свой расцвет и постепенный упадок, что может быть связано с перенаселением и малоземелием крестьянства Китая в условиях ограниченного свободного земельного фона. В результате начинались социальные протесты на фоне борьбы кланов за власть и влияние, а также вторжения кочевников с севера, что и приводило к очередному этапу нестабильности и усобиц.
Арабский мир
Территория Аравийского полуострова была родиной арабских племен, относящихся к семитской группе языков и родственных еврейскому народу, населявших эти пустынные земли со II тыс. до н. э.
Аравия была местом, где сталкивались интересы Римской, а потом и Византийской империи с интересами Ирана, где правила могущественная держава Сасанидов.
В VII в. в Аравии вместо разнообразных языческих культов появляется монотеистическая религия – ислам, многое взявший у родственных религий – иудаизма и христианства. Его основателем стал пророк Мухаммед. Арабские племена, объединившись под знаменами новой религии, начали масштабное завоевание окрестных земель. В короткое время им удалось покорить огромные пространства от Памира на востоке до Пиренеев на западе.
Успех их завоеваний был связан с тем, что арабы предлагали не желавшим принимать ислам платить особый налог, который был меньше того, что приходилось платить христианским императорам Византии и владыкам Персии, где господствующей религией был зороастризм. Еще меньше платили те, кто принимал ислам. Успех арабов был связан и с ослаблением и взаимным противостоянием Византии и Ирана.
Образовался огромный Арабский халифат, просуществовавший с 632 по 1517 год. Хотя он и распался впоследствии на ряд более мелких государств, в арабских странах начался культурный и экономический подъём. Арабская культура смогла впитать в себя многие достижения античной, иранской и индийской цивилизации. Через арабов достижения восточной цивилизации и знания прошлого стали доступны и средневековой Европе.
Развитие арабского мира было сдержано нашествиями кочевников, что вело к постепенному отставанию от Европы и к последующей зависимости от неё.