Бельгия (Королевство Бельгия) — это одна из «малых стран» Европы, расположенная на северо-западе Европы. Является членом ЕС, ООН и НАТО. Столица — Брюссель.
Политическое развитие Бельгии во второй половине XX века
В послевоенные годы страна была погружена в глубокий кризис. Большого влияния добились коммунисты, противостоявшие монархической Социально-христианской партии (СХП) и либералам, стремившимся к сближению с США. Противостояние сопровождалось межэтническими конфликтами, стачками, массовыми демонстрациями и забастовками. В 1951 году ценой отречения короля и отставкой правительства был достигнут консенсус: либералы заключили союз с СХП, стабилизировав политическую систему.
В конце 1940-х годов Бельгия определила внешнеполитической вектор, присоединившись к плану Маршалла в 1947 году и вступив в НАТО в 1949 году. Ведя переговоры с США, коалиция либеральной партии и СХП смогла объединить разрозненные политические силы вокруг себя.
Место Леопольда III на престоле в 1951 году занял его сын Бодуэн. СХП на парламентских выборах получила 50 % голосов и оказала значительное влияние на формирование нового правительства. Новое руководство смогло вывести страну на высокий уровень развития (благодаря тому, что в военные годы сохранился промышленный потенциал страны). В середине 1950-х коалиция либералов и социалистов временно заняла лидирующие позиции в парламенте, взяв курс на секуляризацию, в первую очередь в сфере образования, но в 1958 году СХП вновь взяла верх.
Подобно большинству колониальных держав Бельгия столкнулась с развитием национально-освободительных движений. В Конго во главе движения за независимость встал Патрис Лумумба. В 1960 году Конго получило независимость, а в 1962 году того же результата добилось Руанда-Урунди. Бывшая метрополия пыталась подавить сопротивление или хотя бы спровоцировать в стране раскол с целью отделения богатой ресурсами и объектами промышленности провинции Катанга, но все попытки колонизаторов восстановить статус колонии или поменять форму политического контроля над данной территорией не увенчались успехом.
Период 1960-1970 годов связан со сложным периодом эволюции политической системы королевства Бельгии.
Два исторически сложившихся региона Бельгии:
- Фландрия;
- Валлония.
Национальное и лингвистическое разделение страны представляло серьёзную проблему по вопросу распределения властных полномочий и обеспечения интересов участников политического процесса.
В стране назрели глубокие противоречия. Клерикальное правительство приняло программу реформ, направленную на «затягивание поясов» для снижения издержек, вызванных потерей колоний. Были приняты законы, которые существенно ущемляли права рабочих, запрещали забастовки и отменяли часть социальных гарантий. Результатом стали массовые акции протеста. К концу 1960-х годов обострились вопросы прав этнических групп, проживавших на территории Бельгии. Возник споры о языке преподавания в Валлонии и на фламандских землях. Эти конфликты привели к отставке кабинета министров. Сформированное лидером СХП М. Эйкенсом новое правительство продержалось до 1972 года. В этот период были приняты конституционные поправки, позволившие существенно расширить права регионов: созданы региональные советы при трёх языковых сообществах и отдельный совет в Брюсселе. В результате такой конституционной реформы в Бельгии сложилась сложная институциональная структура, сочетавшая элементы экстерриториальных (принцип консоционализма) и территориальных (принцип федерализма) начал в бельгийском обществе.
В 1960–1970-х годах основные партии Бельгии по-прежнему делились на валлонские и фламандские по языковому признаку.
К 1978 году политическая система страны частично стабилизировалась из-за достижения консенсуса между ведущими партиями (в котором существенная роль принадлежит движениям, представлявшим региональные интересы): принято решение о переходе к федерализму. Но вмешательство Конституционного суда сделало успех недолговременным, так как намеченный план оказался несовместимым с действующими правовыми нормами. Правительству Тиндеманса пришлось уйти в отставку. Досрочные выборы существенно укрепили позиции Христианской народной партии (ХНД). Новый премьер-министр В. Мартинс сумел достичь временного успеха, сформировав коалицию на базе ХНД, Фламандской партии либералов и демократов, Социалистической христианской партии и ряда других партий, разрешив кризис, который возник в результате бойкота парламентских процессов партией, представлявшей франкоязычное население.
Кризис 1987 года привёл к ослаблению позиций Мартинса. Практика показала неэффективность новой политической системы при решении проблем, возникающих из-за неравномерности распределения франкоязычных и фламандских сообществ Бельгии: политические права французского меньшинства на юго-востоке Фландрии оказались ущемлены, что привело к очередному конфликту. Кризис удалось разрешить благодаря королю, настоявшему на формировании нового кабинета министров, включавшего христианские, социалистические и фламандские партии.
На выборах 1992 года явным стало существенное изменение партийно-политической системы страны: помимо привычного успеха христианско-социалистических партий, усилились позиции «зелёных» и радикальной партии крайнего правого спектра — Фламандского блока. Новый кабинет министров сделал упор на решение экономических проблем, сокращение военных расходов и усиление курса на федерализацию политической системы. После внесения в конституцию поправок в 1993 году Бельгия стала федеративным государством, составленной из сообществ и регионов.
Вооружённые силы Бельгии принимали участие в конфликтах в Заире и Руанде в 1991–1994 годах.
В 1999 году громкие коррупционные скандалы привели к потере общественного доверия правительством. Новое правительство опиралось на коалицию шести партий во главе с победившими демократами и Фламандскими либералами, получившую название «коалиция радуги» из-за включения в политический спектр одновременно социалистов, либералов и «зелёных». Новое правительство долгое время поддерживало стабильность, продолжая в целом взятый ранее курс на европейскую интеграцию.
Особенности экономического развития Бельгии во второй половине XX века
Бельгия в ХХ веке была высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством.
Экономика страны варьируется в регионах. Валлонская и Фламандская экономики различаются по большинству аспектов. Также и большие города имеют отличительные экономические черты.
Послевоенный подъём был связан с учреждением в Брюсселе штаб-квартиры НАТО и Европейских сообществ. В этот период быстро распространялась легкая промышленность по Фландрии, особенно по коридору между Антверпеном и Брюсселем. Также там концентрировалась нефтехимическая промышленность.
Традиционные отрасли промышленности Валлонии, сталелитейная в первую очередь, потеряли конкурентное преимущество, но на фоне общего роста мирового благосостояния ухудшение экономики региона не было заметно до 1973 г.
В 1980-х Бельгия вступила в период перестройки, связанный с упадком спроса на традиционную продукцию. В результате кризис 1980—1982 гг. сотряс Бельгию до основания. Выросла безработица, увеличились расходы на социальное обеспечение, повысились задолженности, дефицит государственного бюджета достиг 13 % ВВП.
Против кризисных явлений правоцентристское коалиционное правительство Мартенса сформулировало программу восстановления, способствующую росту экспорта.
В 1980-е и 1990-е годы экономика страны продолжала передвигаться на север, вместе с инвестициями ТНК и ростом сельскохозяйственной промышленности.
В 1992—1993 гг. экономика Бельгии пострадала от рецессии, худшей со времен Второй мировой войны, сократив реальный ВВП на 1,7 %.
Инвестиции бизнеса и экспорт обеспечили толчок экономике. Индивидуальное потребление, даже сдерживаемое слабым потребительским доверием и неизменившейся заработной платой, выросло на 1%.