Реформация — это религиозное и общественно-политическое движение в Западной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на проведение изменений в устройстве церкви.
Реформация в Швейцарии
Реформация нашла благоприятную почву в Швейцарии и здесь сделала очередной шаг в организационном и идеологическом отношениях. Здесь выработались новые системы протестантизма и были созданы реформационные церковные организации.
Прогрессивное швейцарское бюргерство стремились к превращению страны в федерацию с централизованной властью, в которой ведущее место было бы у кантонов. Как и крепостные, они были заинтересованы в секуляризации монастырского землевладения. От произвола и вымогательств правящей верхушки и церкви страдал также и городской плебс.
В отличии от Германии здесь не было императорской власти, княжеского гнета и слабее была церковь. Однако острыми были вопросы взаимоотношения кантонов, и отношений с соседними странами, стремившимися взять под контроль горные проходы, по которым шли торговые потоки.
Продолжением лютеранских начинаний стала реформация Жана Кальвина и Ульриха Цвингли. Кальвин написал трактат «Наставления в христианской вере», положения которого выражали интересы наиболее смелой части буржуазии. Кальвинизм упрощал христианские богослужение и культ, придал церкви демократический характер (выборность мирянами церковного руководства), отделил ее от государства. Кальвин стоял на позициях близких к Лютеру, то есть видел земную жизнь как путь к спасению, в котором высшей добродетелью является терпение. Однако подчеркивалась возможность активного включения в светские дела. Приобщение к земным благам связано с владением и умножением имуществом, необходима лишь умеренность в пользовании богатством.
Основой кальвинизма стало учение о Божественном предопределении. Кальвин упростил и довел это учение до абсолютного фатализма: людям еще до рождения предопределены спасение и небесное блаженство или гибель и вечные муки, причем действия человека и его вера не в силах это изменить. Человек спасается потому, что предопределен к этому. Предопределение скрыто, и потому христианин должен жить так, как если он предопределен к спасению.
Реформация во Франции
Во Франции приверженцев протестантизма называли гугенотами. В отличие от других стран, они не занимали очерченной территории; очаги были рассеяны по всей стране. Это обусловило ожесточённый характер религиозных войн.
Ситуация напоминала немецкую, поскольку некоторые провинции пользовались значительной автономией, особенно на юге, так что протестантское движение на юге и Французской Наварре изначально было сильным. Религиозные вопросы смешивались с политическими. Правящие династии (Валуа и Бурбоны) стремились упрочить стабильность трона либо изгнанием меньшинств, либо веротерпимостью. В результате долгих гугенотских войн был подписан Нантский эдикт 1598 года. Он предоставлял свободу совести в ограниченных регионах и полноправное участие в общественной жизни. После отмены эдикта в 1685 году последовал массовый исход гугенотов.
Реформация в Нидерландах
В Нидерландах появление первых протестантов практически совпадает по времени с проповедью Лютера, но лютеранство здесь не получило значительного числа сторонников. С середины XVI века здесь начал распространяться кальвинизм, идеи которого нашли благоприятную почву. Их поддерживало большинство населения крупных городов – Амстердама, Антверпена, Лейдена, Утрехта, Брюсселя и других. К 1560 году большинство населения стали протестантами. Чтобы остановить распространение идей протестантизма Карл V издал свод запретов. Запрещалось читать труды Лютера, Кальвина и остальных реформаторов, и даже обсуждать Библию! Запрещались собрания, уничтожение или икон или порча статуй святых, укрывательство еретиков. Нарушение любого запрета вело к смертной казни.
Несмотря на жестокие репрессии, протестантизм в Нидерландах прочно утвердился. В 1561 году кальвинисты заявили, что будут поддерживать только власть, действия которой не противоречат Священному Писанию.
Реформация в Англии
С инициативой Реформации в Англии выступил сам король. Женатый на Екатерине Арагонской Генрих VIII захотел развестись. Папа Климент VII не дал согласия на развод. Оскорбленный король в 1534 году объявил, что английская церковь выходит из подчинения римскому престолу. Монастыри закрылись, а имущество отошло к короне. Король присвоил право назначать епископов. Высшим должностным лицом церкви в Англии стал архиепископ Кентерберийский. В 1571 году английский парламент принял «39 статей», в которых излагались основы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь называется англиканской, а ее принципы - Англиканский символ веры. Как и лютеранство, англиканская церковь признает учение о спасении верой, а Священное Писание считает единственным источником Божественного откровения. В англиканской церкви сохранились два таинства – крещение и причащение. Однако здесь сохранились пышное богослужение и епископальный строй.
Реформация в Италии
В отличие от других стран Европы, в Италии протестантизм не нашел поддержки ни в народных массах, ни у государственных деятелей. Италия, долгое время находившаяся под влиянием папы римского, осталась преданной католицизму.
Притягательными для народа были идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие распространение в Италии в начале XVI века. Особенно крупных масштабов реформационные выступления достигли в Южной Италии, где носили выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал главным центром итальянской Реформации. Также очаги реформационного движения появлялись в Лукке, Венеции, Флоренции и Ферраре. Однако в Италии Реформация не вылилась в крупное социальное движение, что облегчило победу католической церкви.
В разных странах Реформация имела не только общие идеи, черты и общего врага - католическую церковь, но и существенные различия: путь проведения («снизу» или «сверху»), степень изменений, результативность. Протестантская церковь прочно укрепилась в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Англии. Католическая церковь удержала влияние в Италии, Испании, Франции.