Латинская Америка — это собирательное наименование американских стран, использующих в качестве официальных языки романского происхождения.
Поражение диктаторских режимов
До 1980-х годов в странах Латинской Америки существовали диктаторские режимы, из которых большинство были ставленниками ТНК США, владевшими около 40% промышленности данных государств.
Эти режимы брали курс на модернизацию, ограничивали права профсоюзов, сворачивали социальные программы, замораживали зарплаты наемных работников. Ресурсы направлялись на масштабные проекты, иностранному капиталу предоставлялись льготы. Эта политика приносила значительный эффект.
Например, «экономическое чудо» Бразилии пришлось на время власти военной хунты (1964-1985).
Хунта — это группа военных, пришедших насильственным путём к власти и осуществляющих в государстве диктаторское правление методами террора.
Строились электростанции, дороги, развивалась нефтедобыча, металлургия. Для освоения внутренних районов столица была перенесена вглубь территории (в Бразилиа). Началось освоение природных богатств бассейна Амазонки, население района возросло до 12 млн. человек. При помощи зарубежных корпораций было налажено производство автомобилей, компьютеров, самолетов, современного оружия. Бразилия стала поставлять оборудование на мировой рынок. Аграрная продукция успешно составляла конкуренцию американской. Страна вкладывала капитал в менее развитые государства.
В 1960-х - 1980-х годах втрое вырос объем ВВП стран Латинской Америки. Бразилия, Чили, Аргентина достигли среднего уровня развития. Многие страны Латинской Америки по объему производства ВВП на душу населения превзошли показатели государств Восточной Европы.
Но сохранялись существенные различия латиноамериканских и развитых стран. Имущественное неравенство представляло большую проблему. Малочисленным был слой среднего класса.
Вмешательство армии в политическую жизнь превратило генералов и офицеров в закрытую привилегированную касту, определявшую путь экономического развития. Внимание уделялось лишь развитию тех отраслей промышленности, чья продукция вывозилась за рубеж, что приносило правящим кругам баснословные доходы. Внутренний рынок рос медленно, покупательная способность оставалась низкой. Поэтому реформы не встречали поддержки у большинства граждан. Они считали политику власти антинародной, подчиненной интересам США.
Усиление левых сил в латиноамериканских странах на современном этапе
В начале 1990-х годов в развитии латиноамериканских стран начался новый этап. Диктатуры уступили место демократической власти.
В 1982 году диктаторский режим Аргентины проиграл войну с Англией из-за Фолклендских островов, что его вынудило передать власть в 1983 году в руки гражданского правительства. В 1985 году закончились авторитарные правления в Бразилии и Уругвае. После 35 лет военной диктатуры на демократический путь в 1989 году вступил Парагвай. В 1989 году в Чили прошли свободные выборы, а в 1990 году в отставку ушел Аугусто Пиночет.
Период с середины 1980-х до середины 1990-х годов в Латинской Америке считается «потерянным десятилетием». Демократические режимы развивали социальную сферу, в результате упали темпы экономического роста. Одновременно из-за повышения уровня жизни населения возросла емкость внутренних рынков. Это создавало предпосылки для стабильного развития. Если на континенте прирост ВНП в 1980-е годы составлял 1,7 % в год, то в 1990-е годы он возрос до 3,2%.
Рост долгов наблюдался лишь у стран, которые установили тесные отношения с США: у Мексики и Аргентины, валюты которых были привязаны к американскому доллару.
В 2001 году в Аргентине разразился политический и социально-экономический кризис. Катастрофический рост внешнего долга вынудил власти объявить дефолт и заморозить счета граждан. Разорение среднего класса вызвало беспорядки. В результате правительство ушло в отставку. Но кризис не привел к новому установлению военной диктатуры.
В начале XXI века в странах Южной Америки усиливалось влияние левых сил. Президентом Венесуэлы в 1998 году был избран Уго Чавес, считавший себя учеником Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. Государство взяло в свои руки контрольные пакеты акций ТНК, началось проведение социальных реформ. В Бразилии победу на президентских выборах 2002 и 2006 годов одерживал выходец из рабочей семьи Лулу де Сильва, который выступал за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию стран Латинской Америки без участия США. Президентом Боливии в 2005 году стал индеец по происхождению Эво Моралес. Влияние сторонников левых идей росло также в Аргентине, Никарагуа, Эквадоре, Чили.
В большинстве стран приход к власти левых сказался на экономике положительно.
Интеграционные процессы в Латинской Америке
В 1986 году Аргентина и Бразилия заключили интеграционный союз, на базе которого в 1990 году президенты Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая подписали соглашение об основании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», известного как МЕРКОСУР. На его долю приходится половина населения и производства региона. Деятельность МЕРКОСУР эффективна: за пять лет (1990-1995) удельный вес торговли между членами увеличился до 22 % товарооборота.
Еще одним центром интеграции является Андское сообщество, которое было учреждено еще в 1965 году. Его членами являются:
- Венесуэла;
- Эквадор;
- Перу;
- Колумбия;
- Боливия.
В 2005 году была создана единая интеграционная зона – Южноамериканский союз.
Интеграционные процессы вызывали определенную озабоченность в США. В 1990 году правящие круги США ставили задачу создать общеамериканский рынок с численностью 800 млн. человек. Это могло обеспечить Соединенным Штатам возможности для экономической экспансии. В 1994 году главы государств Северной и Южной Америки подписали соглашение о создании к 2005 году Панамериканской зоны свободной торговли. Однако переговоры об ее учреждении сорвались в 2005 году: левые правительства Бразилии и Венесуэлы подвергли американский проект ожесточенной критике.
В 2008 году была достигнута договоренность о создании Южноамериканского совета обороны. Предполагалось, что он сможет быть противовесов влиянию США. Так происходит тесная консолидация южноамериканских государств. Главная проблема в том, что ни одна крупная страна региона не является центром притяжения противостоящих Вашингтону региональных сил. Все государства ведут в отношении США осторожную политику, пытаясь не вызывать конфронтации с могучей державой. Носителями же проектов, направленных на самостоятельность региона, являются Венесуэла, Никарагуа, Боливия, Куба, потенциал которых несравнимо меньше ресурсов ведущих стран.