Цивилизационные теории изучения истории впервые были сформулированы в XVIII веке. В их основу легли исторические концепции, выработанные еще в эпоху античности и средневековья. В древности возникли идеи циклического круговорота, то есть повторяемости в сфере истории человечества. В основе данных воззрений – стремление к вечному возвращению.
Параллельно возникло понимание существования определенной направленности, то есть линейной эволюции.
Концепции линейного прогресса
Концепция линейного прогресса наиболее ярко представлена в сочинении французского философа Жана Антуана Никола Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Он считал, что человечество прошло восемь ступеней прогресса. С наступлением десятой должно сгладиться неравенство, появится больше возможностей для развития личности, появляется республика, в которой править будут ученые.
Французский философ и писатель Жан Жак Руссо давал иное представление о прогрессе. Он также говорил о линейном развитии, однако отвергал прогресс.
Эволюцию государства он представлял как регрессивное развитие от демократии к аристократии и далее к абсолютной монархии. Цивилизация для Руссо скорее зло, чем добро.
Теории локальных цивилизаций
В эпоху Просвещения появилась «локальная теория цивилизаций». Родоначальником этой теории был итальянский философ XVIII века Джамбатиста Вико. В своем трактате «Основание новой науки об общей природе наций» он представляет историю различных народов и описывает особенности их культур.
Вико отрицал прогресс, говоря о круговороте культурно-исторических форм.
Он считает, что во всемирной истории сменилось два цикла – древний (античный) и новый (от средневековья до нового времени). По мнению Вико, народы проходят три эпохи в своем развитии, для каждой из которых характерен свой язык.
- Век Богов (люди верили, что всем управляет Бог через оракулов. Язык этой эпохи священный, тайный, иероглифический).
- Век Героев (время аристократической республики. В это время герои противопоставляются плебеям. Язык эпохи - символический).
- Век Людей (люди признают, что по своей человеческой природе они равны, говорят на народном языке).
Каждая эпоха завершается кризисом и распадом, после чего общество вступает в новую эпоху.
Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер, сторонник «теории локальных цивилизаций», в своей работе «Идеи в философии истории человечества» описал генетический подход к изучению истории, суть которого заключается в том, что формирование человеческого основано на традициях предков – через них происходит процесс усвоения ценностей, идеалов и верований. Например, дух китайской культуры – это развитие утонченной учтивости и морали. Гердер считал, что многообразие культур не исключает единства мировой истории.
Французский историк Франсуа Гизо разделял идею цивилизации как общей судьбы человечества. История в его понимании представляет собой собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Гизо утверждал, что цивилизации нужно изучать и анализировать.
В цивилизации, считал он, выделяются две составляющие - интеллектуальный и социальный уровень развития. Он считал, что подлинную свободу человеку дают только прогресс и развитие цивилизации.
Теория Гегеля
В концепции немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля история человечества является продуктом развивающейся Идеи, достигающей фазы Абсолютной Идеи. Об этом он пишет в «Лекциях по философии истории».
Согласно теории Гегеля, основным содержанием мирового исторического процесса является разум. Идея, то есть логическое начало, структурировала весь мир, структурируя при этом и саму себя.
Сначала она обрела форму природы, а затем конкретные формы и такие сферы, как искусство, религия и философия. Из них возникает действительность права, государства, политики. Начало исторического процесса, по Гегелю, было положено с момента появления разумности, государства и права.
Система Гегеля гласит о том, что материальные силы и факторы подчинены духу. По мнению философы, в природе происходит вечное круговращение, и новое появляется лишь в духовной сфере.
Развитие цивилизаций в его теории смешивается с развитием духовной культуры и, каждый народ, создавая свою культуру, воплощал в ней определенную степень развития Идеи.
Цивилизация оценивается в зависимости от ее вклада в духовную сокровищницу человечества.
Гегель делил народы на две группы: исторические и неисторические.
Он выделял несколько стадий развития цивилизации:
- Древний Восток - детство,
- Греция - юность,
- Рим - зрелость.
Гегелевская концепция истории развития человечества занимает значительное место в теории локальных цивилизаций.