Средневековый университет — это учебная корпорация периода Средневековья, главной функцией которой было присуждение учёных степеней.
Университетская иерархия
Расцвет университетов в XII веке по времени совпал с развитием цехового производства. Университеты создавались так же, как ремесленные цехи: вокруг учёного собирались ученики, учившиеся под его руководством, участвовавшие в исследованиях, помогавшие вести хозяйство.
Со временем это привело к появлению учёных степеней: статусы школяра, бакалавра и магистра по смыслу сходны со статусами ученика, подмастерья и мастера.
Просто перейти со ступени на ступень было невозможно: желающим предлагалось испытательное задание. Для членов научной гильдии таким заданием была демонстрация знаний.
Когда студент осваивал «семь свободных искусств» и сдавал экзамен, он претендовал на степень бакалавра, а затем — магистра искусств. Магистр мог продолжать обучение на высших факультетах, получая после окончания докторскую степень. Обучение могло длиться до 20 лет.
Устройство университетов
Средневековые европейские университеты состояли из большого множества подструктур. Разделение на факультеты возникло с созданием самых первых университетов. Наиболее востребованными были юристы (из-за развития письменного законодательства) и богословы (в связи с влиянием христианства). Медицина стала более эффективной, чем целительные практики язычников.
Любой университет имел четыре факультета:
- Юридический;
- Теологический;
- Медицинский;
- Подготовительный – артистический (факультет «свободных искусств»)
Студенты артистического факультета постигали тривиум (грамматику, риторику и логику) и квадриум (арифметику, геометрию, гармонику и астрономию), а затем поступали на один из старших факультетов.
До сих пор медицинские и юридические факультеты сохраняют привилегированное положение, а изучение соответствующих специальностей связано с зазубриванием больших объемов теории в лучших средневековых традициях.
Аналогом студенческих братств являлись «нации», на которые делились факультеты. «Нации» совместно отстаивали образовательные и имущественные интересы, организовывали неформальную жизнь, помогали друг другу.
Колледжи появились как общежития для студентов. Они создавались аристократией или монашескими орденами, а их существование обеспечивали успешные выпускники. Постепенно именно колледжи становились центрами университетской жизни: здесь преподавали, создавали библиотеки и подработки для студентов (переписку рукописей, секретарскую службу, учебные консультации). Оксфорд и Кембридж с XIV века превратились в конфедерацию колледжей, нанимавших персонал и преподавателей.
Научное бродяжничество
Сегодня академическая мобильность — основной университетский принцип, дающий возможность перемещаться между заведениями для обучения и преподавания без затруднений. Традиция восходит к средневековью, когда университеты были единым пространством без социальных и национальных границ.
Образование было универсальным.
Везде преподавали на латыни, во всех университетах факультеты и программы обучения были одинаковы, студенты изучали одни книги и решали одни схоластические проблемы.
Учёные степени признавались во всем христианском мире. Также в Средние века студентам было проще самому отправиться в другой город и лично познакомиться с учёным, нежели отыскать записи его лекций.
Путешествия ради знаний были так распространены, что возник особый тип богемы, занимавшейся «научным бродяжничеством», — голиарды. Их костяк составляли студенты, от случая к случаю обучающиеся в разных местах и противостоящие стремлению феодализма закрепить человека за делом и местом. Среди голиардов зародился студенческий гимн «Гаудеамус», прославляющий студенческую свободу, профессоров и вино.
Специфика обучения
Студенты начинали учиться в раннем возрасте. На факультете искусств Парижского университета держать экзамен бакалавра разрешалось с 14 лет. Однако встречались и возрастные ревнители наук: Эразм Роттердамский начал систематическое обучение к 30 годам.
В основе образования лежало знание латинской грамматики. Его будущие студенты должны были получить до университета — с частными учителями или в грамматической школе. Эразм Роттердамский школы сравнивал с застенками: учителя считали главными инструментами обучения розги, плетку и линейку.
Наказания не заканчивались и в университете. Доминиканский монах, педагог и философ Винсент из Бове приводит в трактате о воспитании государей список «орудий принуждения»: увещевания, розги, окрики, хлысты. В Колледже Монтегю применялись затрещины, пинки, таскание за уши и волосы.
Жили студенты в нищете. За право учиться и сдавать экзамены надо было платить. Чтобы получить степень бакалавра, нужно было учиться четыре года или пять лет. Поэтому студенты предпочитали учиться в провинции, где сроки сокращались до трех лет. В XVI веке сдать экзамен в Париже на степень магистра искусств стоило 60 ливров, на степень доктора медицины — 880 ливров, доктора богословия — тысячу ливров.
Традиция посвящать новичков в студенты зародилась в Средневековье. Руководство для школяров конца XV века «Manuale Scolarium» описывает, как неотесанного юнца, похожего на животного, превратить в подобие человеческого существа. Новичка подвергали различным издевательским процедурам: били, щипали, заставляли полоскать рот жидкостью из отхожего места, обрезали ногти и стригли тупыми ножницами, пихали в рот дрянь и задавали коварные вопросы.
Вырвавшись из-под жесткого контроля, студенты начинали наслаждаться свободной жизнью и зачастую забывали об учебе. Стремление студентов к веселью было непросто обуздать. «Справочник превосходного студента» 1495 года перечисляет всё, что запрещено учащимся: проводить ночь вне дома, забавляться с мирянами по воскресеньям, купаться по понедельникам, по средам слоняться по рынку, дремать на мессе, отсутствовать на заутрене, пропускать вечерню, марать книги, драться с малышней, производить беспорядки, рубить деревья, говорить глупости, мешать палачу, декламировать комедии на кладбище или в церкви.