Традиции китайской моды
Китайскую моду определяли известные эстетические традиции.
В истории Древнего Имперского Китая выделяют два продолжительных периода – период правления династии Тан (618-907 гг. нашей эры) и период правления династии Сун (960-1279 гг. нашей эры).
Китай за все время своего существования большую часть единым государством не был. Каждая правящая династия оставляла свой след в его истории – происходила смена обычаев и традиций и, как следствие, менялся стиль одежды китайцев.
Во время периодов Весны и Осени, Сражающихся царств, например, и до прихода к власти династии Цинь, правящей с 771 г до нашей эры по 221 г. до нашей эры, отличительной особенностью одежды была строгость и консерватизм.
Во время правления династии Хань, датируемой 206 г. до нашей эры по 220 г. до нашей эры в моду вошел традиционный наряд ханьфу, ставший одеждой императорской семьи. Простой народ мог надевать этот наряд только по праздникам.
В эпоху империи Тан – 618-907 гг. нашей эры в китайском костюме стало больше элементов роскоши, а следующие династии Сун и Мин – 960-1644 гг. нашей эры внесли в одежды сдержанные и изящные формы.
Одежда становится роскошной и яркой с элементами карнавальной моды с периода захвата Китая и до падения династии маньчжуров Цин – 1644-1912 гг. После свержения монархического строя в 1930-х годах, в китайском стиле произошли существенные преобразования.
Начался период проникновения китайского стиля в западную моду и наоборот, западной моды в китайский стиль.
Во времена довоенных республиканцев самым модным женским нарядом стало платье ципао, совмещавшее в себе изящество, скромность, смелость. Это платье явилось символом борьбы китайских женщин за свои права.
Национальная идентичность особенно ярко выражается в женской одежде. Для женских нарядов характерны общие особенности:
- вся верхняя одежда имеет зауженный крой, а в платьях по бокам делаются высокие разрезы;
- застежки имеют вид воздушных петель и пуговиц-узелков;
- оформление довольно простое, создающее скромный, но очень привлекательный образ.
Однако китайские платья очень хорошо смотрятся лишь на миниатюрных и хрупких женщинах, поэтому китайские дизайнеры стараются создавать варианты и для более крупных женщин, совмещая восточный и европейский стили.
Эпохи меняли эстетические идеалы – пышные женские формы, например, ценились в эпоху Тан, а в эпоху Сун модной была плоская грудь, изящество, тонкие кисти и миниатюрная стопа.
Климатические условия Китая стали причиной многослойности в одежде. Для китаянок основными видами одежды были:
- Ишан – костюм из юбки и кофты.
- Цзяолинпао – однобортный халат, запахивающийся направо.
- Шеньи – халат, отрезной по линии талии.
- Юаньлинпао – комплект из штанов, кофты и двубортного халата с круглым воротом.
Традиционная одежда Китая
Китайцы за две тысячи лет до нашей эры уже изготавливали цветной шелк, тонкую ткань из хлопка и конопли. Штаны и рубаха в Древнем Китае были нижней одеждой. Поскольку штаны показывать было неприлично, их прятали под длинной одеждой.
Рисунок 1. Китайский национальный костюм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Штаны с низким шагом были широкие, сзади висели мешком и подпоясывались кушаком. Сначала их шили из шелковых и пеньковых, а позже из хлопчатобумажных тканей. В ходу были штаны-ноговицы – таоку, представлявшие собой отдельные штанины, с помощью тесемок крепившиеся к поясу.
Наплечная верхняя одежда состояла из распашных двубортных или однобортных халатов, запахивавшихся на правую сторону и кофты. Широкие рукава, средняя длина которых составляла 240 см, во время работы подвязывались специальной лентой, перекрещивавшейся на груди.
В зимний период китайцы носили одежду с подкладкой – «дзяпао», сразу несколько халатов или платье, стеганное на вате – «мяньпао». Холодный климат в северном Китае заставлял шить шубы – «цю». Они были из козьего, обезьяньего или собачьего меха.
Шубы знатных людей были из соболя или лисы, на них сверху надевали расшитые шелковые халаты. Высоко ценились шубы из каракуля.
Пояс в древние времена был важной частью костюма. К нему подвешивали нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, цветные шнуры с украшениями из нефрита и др.
Костюм из верхней плечевой и верхней поясной одежды назывался «ишан». Позже одежду значительно упростили, и платье сменил однотонный халат. Халат императора был желтого цвета, что являлось символом власти над Землей.
Самым узнаваемым символом Китая является дракон, часто встречающийся на древней одежде китайцев и платьях императора.
На повседневную одежду китайцев наносились декоративные изображения, имевшие символический смысл. Кофты и халаты мужчин украшались иероглифами «долголетие», который окаймлялся кольцом из пяти летучих мышей. На языке китайцев «счастье» и «летучая мышь» звучат одинаково.
Верхний костюм китаянок был подобен мужскому – длинные рубахи и широкие штаны. Переоделись китайские женщины только в эпоху Тан – это были похожие на европейские кофты и юбки.
Отличительной особенностью женских нарядов были красивые вышитые цветные узоры, заключавшиеся в декоративные круги – «туань». Изображения в этих кругах были глубоко символичны. Символом семейного счастья было изображение бабочки.
Мода времен династий Тан и Сун
Все китайские империи имели свою собственную культуру, и каждая из них оставила в истории неизгладимый след. Характерным для каждой династии было преобладание какого-либо цвета и художественного замысла, поэтому предметы культуры Китая, включая, конечно же, и одежду, стали произведениями искусства.
Во времена империи Тан в Китае развивались искусство, культура, экономика и наука. Это было время богатства и расцвета Древнего Китая. По сравнению с позднейшей династией Сун, империя Тан была для китайских женщин золотым веком.
Китаянки были более свободны, наверное, потому, что империей в течение полувека управляли влиятельные женщины – императрица Вэй, принцесса Тайпин и др.
Новые видения этой эпохи отражались в украшениях и женской одежде, а мода эпохи Тан была под влиянием космополитической культуры и искусства. Женская одежда становилась свободной, менее стеснительной и более откровенной.
Одежда этого периода подчеркивала свободу и красоту женщин и состояла в основном из короткой кофты и длинной юбки с поясом. Одежду шили из легких, прозрачных, струящихся материалов и, это, прежде всего, был шелк. Кроме шелка для шитья использовали лен, хлопок, шерсть.
Преобладающим цветом в эпоху Тан был золотисто-желтый, который позже превратился в символ императорской власти. Не запрещались и другие цвета, поэтому в одежде китайцев было великое множество цветовых сочетаний.
Одной из важных особенностей одежды женщин был оригинальный воротник, преобразованный в низкий.
Воротник был такой низкий, что грудь женщины была полуобнажена, что являлось невозможным для всех других династий.
В эпоху династии Сун распространенной мужской и женской одеждой были бэйцзы.
Длина одежды доходила до колен или лодыжек, могла быть и выше колен. Цвет был менее яркий, чистый и спокойный. Отличительной особенностью женского наряда эпохи Сун была застежка – наряд застегивался слева, а не справа.
Рисунок 2. Женский наряд. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Женские платья были длинные, блузки доходили до колен. Юбки и куртки были как с длинными, так и с короткими рукавами.
Богатые женщины на прогулку носили фиолетового цвета шарфы, покрывавшие их плечи.