Основные тенденции
В Новейший период происходили серьезные изменения в конституционном строе и политической системе многих стран.
Первая мировая война, Октябрьская революция и мировой экономический кризис стали причинами кризиса либерально-буржуазной модели, привели к формированию тоталитарных милитаристских государств. Апогеем тенденции стало установление диктатур в Германии, Италии, и милитаристского режима в Японии, которые развязали Вторую мировую войну.
Разгром фашизма привел к восстановлению демократических принципов государственного устройства. Вновь определяющим стал либерально-демократический буржуазный тип государства.
Важнейшими особенностями либерально-демократических государств следует считать:
- суверенитет народа;
- верховенство представительной власти;
- социальный и демократический характер государства;
- принцип разделения властей, система сдержек и противовесов;
- конституционное закрепление и гарантированность прав и свобод человека;
- конституционный надзор за деятельностью исполнительной власти;
- преемственность государственных учреждений;
- ответственность органов власти и должностных лиц;
- партийный плюрализм.
Для рассматриваемых современных политических режимов особо характерны чувствительность к назревшим переменам и способность адаптации к изменяющимся политическим и социально-историческим условиям.
Для развития большей части западных стран были характерны тенденции: демократизация избирательной и политической систем; увеличение роли исполнительной власти; рост роли государственного регулирования социального и экономического развития.
Социалистическая система
Мировая система социализма – это политическое, социальное, экономическое содружество свободных независимых государств, выбравших путь строительства социализма.
Характерной чертой стало образование и дальнейший крах мировой системы социализма. Выделяются два основных вида социалистических государств:
- страны советского типа, с с единой организацией власти и одной правящей партией, и управления «снизу доверху» в виде Советов депутатов трудящихся;
- страны «народной демократии» с более плюралистической партийной структурой, где коммунистическую партию окружали несколько мелких политических партий.
Появление и развитие новых государств
Важным фактором государственного развития после Второй мировой войны было крушение колониальной системы и появление в Африке, Азии и Латинской Америке суверенных независимых государств, составивших группу «государств переходного типа». В ходе мирной или вооруженной борьбы за освобождение эти страны добились политической и экономической независимости от держав-метрополий. Эти государства называют развивающимися странами или странами развивающихся демократий.
С конца XX века эти страны относят к современным государствам, переживающим стадию политической, социальной и экономической модернизации. Эта стадия вариант «догоняющего развития», модель, развивающая или имитирующая современный либеральный тип государственности с отклонениями в сторону самобытного народного демократизма, авторитаризма и бюрократического или идеологического тоталитаризма.
За полвека страны Африки, Азии и Латинской Америки пережили разнообразные перемены в сфере осуществления власти и организации государства.
Наиболее многочисленными были авторитарные режимы, с сужением социальной основы власти, отсутствием всеохватывающей политической и социальной идеологии и партийно-бюрократической или военно-бюрократической формой государственной деятельности. Чаще всего подобные режимы возникали в результате военных переворотов либо в обстановке нестабильности после получения независимости от колониального господства, либо вследствие межплеменных конфликтов. Лишь небольшая группа стран сохранила конституционные начала, которые на протяжении независимого существования неоднократно подвергались испытаниям на прочность.
Существование авторитарных режимов во многих афро-азиатских стран и длительный период каудилизма в странах Латинской Америки привели к обесцениванию конституций. Поскольку конституционно-правовые институты в полной мере не действуют, это превращает конституцию в нечто несуществующее: многие положения вводят в заблуждение, поскольку на практике их предписания остаются нереализованными или реализованными частично. В таких странах изменение режима ведет к замене конституции.
Определяющий характер политическому режиму задает государственная власть, которая в некоторых регионах выполняет нетипичные для европейского опыта функции, например координационные и посреднические, необходимые на уровне местного самоуправления. Эти функции дополняют уже привычные политические и административные. При этом диктатура сильно деформирует конституционные институты, принципы и нормы: военная диктатура упраздняет их или сдерживает применение.
С распадом соцлагеря интегрирующую роль в развивающихся странах Азии и Африки выполнял ислам, который стал доминирующим идеологическим фактором в жизни 50 стран.
В организации государственной власти рассматриваемых стран свое значение сохраняет общинный аспект. В ранг общины возводится страна либо отдельные территориальные единицы.
Особую группу модернизирующихся стран составили «азиатские тигры» – Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур. Позже к ним присоединились Индонезия, Малайзия и Филиппины. Эти страны историками относятся к странам «запоздалой модернизации». Характерными особенностями политической и промышленной модернизации является значительная автономия экономических предприятий, слабый государственный контроль за их деятельностью.
Для режимов с политическим плюрализмом и представительным правлением характерна чуткость к возможностям мира и согласия на основе компромисса и продуманной системы равновесия.
Каждая из стран, начавших независимое развитие, внесла вклад в опыт модернизации, и это особенно заметно при знакомстве с политической и историей государств. Политические режимы в этих странах обычно характеризуются как переходные от традиционного феодального к либеральному или национально-социалистическому режимам.