Общенаучные методы – это методы научных исследований, которые применяются при познании всех явлений и процессов действительности, а значит используются всеми науками, в том числе историей.
Такие методы формировались в процессе многовековой познавательной деятельности человека и продолжают совершенствоваться.
Будучи методами познания действительности, общенаучные методы одновременно являются методами мышления исследователей.
История изучает прошлое во всех проявлениях, из чего вытекает такая особенность исторической науки, как возможность и необходимость использовать методы разных наук: философии, филологии, социологии, математики, биологии, физики, химии.
Историк изучает прошлое во всех его проявлениях.
Анализ и синтез
При исследовании исторических событий, явлений и процессов, исследователи их подвергают научному анализу.
Анализ – это мысленное разделение явления на элементы с целью изучения каждого из них в отдельности.
Но поскольку любой элемент функционирует исключительно во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами, анализ элементов предполагает одновременное осмысление взаимосвязей и взаимодействий, что представляет собой содержание синтеза.
Следовательно, анализ и синтез являются двумя взаимосвязанными сторонами мыслительной деятельности людей и, соответственно, двумя взаимосвязанными методами познания исторической действительности.
При анализе исторических явлений постигаются специфические особенности элементов и присущая им роль в функционировании исследуемых явлений. В процессе научного синтеза должно складываться целостное представление о самих явлениях, их структуре и содержании, и законах развития.
При аналитической и синтезирующей деятельностях мышление совершает переход от первоначальных поверхностных суждений об исследуемых исторических явлениях к более глубоким и целостным представлениям. На творческий характер анализа и синтеза указывает появление при их проведении новых знаний о предмете исследования.
Индуктивный и дедуктивный методы познания
Индуктивный метод, который используется в исторических исследованиях, заключен в способе познания исторических явлений, который идет от фиксирования эмпирических (полученных опытным путем) данных и их анализа к систематизации, обобщению и общим выводам, делаемым на этой основе. Также данный метод заключается в переходе от одного представления о том или ином историческом явлении и процессе к другому – более общему и зачастую более глубокому. В основе функционирования индуктивного метода познания обязательно лежат эмпирические данные.
Следует отметить, что индуктивные обобщения полностью безупречны будут только в случае, если доскональным образом изучены абсолютно все научно установленные факты, лежащие в основе делаемых обобщений. Такая ситуация носит название полной индукцией, однако обычно сделать это трудно или даже невозможно.
Потому в познавательной деятельности, как правило, в том числе при исследовании исторических явлений и процессов, применяется метод неполной индукции, при которой изучение только части исследуемых явлений дает основание для распространения вывода на все явления подобного типа. Полученные на основе неполной индукции обобщения могут носить в одних случаях вполне определенный или даже достоверный характер, а иногда лишь вероятностный характер.
Достоверность сделанного индуктивного обобщения может быть проверена применением дедуктивного метода исследования. Его суть заключается в выведении из общих положений, считающихся достоверными, определенных следствий, из которых часть возможно проверить опытным путем. Если вытекающие из индуктивных обобщений следствия подтверждаются практическими опытами, значит, такие обобщения могут считаться достоверными.
Аналогия
Аналогия – это определенный вид сравнения явлений и процессов.
При нахождении сходства одних свойств тех или иных исторических явлений и процессов делается вывод о сходстве других свойств. Необходимо при этом учитывать различные специфические особенности развития исторических явлений. Сводить их исследование к поиску аналогий будет ошибкой. К тому же метод аналогии чаще всего применяется наряду с прочими общенаучными методами. Научная эффективность применения метода аналогии очень высока.
Моделирование
Моделирование - это воспроизведение в специально созданном объекте свойств изучаемого явления.
Применение метода моделирования, как правило, носит творческий характер открывания нового. При анализе модели зачастую обнаруживаются свойства, отсутствующие у отдельных частей или простой суммы этих частей. Полученные знания о историческом явлении или процессе используются для их дальнейшего исследования.
При исследовании любых процессов исторической действительности применятся так называемые причинно-следственные модели. Они призваны помочь в выявлении объективных причинно-следственных связей и взаимозависимостей между общественными явлениями, порождением одних из них другими, а также возникновением у них принципиально новых свойств. Но такие модели не всегда дают возможность сделать полноценные выводы об изучаемом историческом явлении в целом, так как, вскрывая объективные стороны, они не могут фиксировать субъективные факторы, которые касаются сознания людей, чьи действия непосредственно определяют направленность и содержание любых общественных явлений и процессов.
Это затруднение разрешается исследователями следующим образом. При анализе исторических процессов, происходящих на макроуровне общества, используются причинно-следственные модели, которые выявляют объективные факторы поведения людей, а при анализе исторических процессов, происходящих на микроуровне общества, вместе с причинно-следственными используются когнитивные модели взаимодействия между индивидами, которые помогают которых выявлять мотивы, убеждения или цели субъектов общественной деятельности.