Переход Швеции к новой модели развития
Модель экономического развития Швеции, приведшая страну к процветанию в послевоенный период, начала складываться ещё в 1920-1930-е годы. Именно в эти десятилетия государственно-монополистический капитализм приобрёл в Швеции специфические социал-реформистские особенности. В 1930-е годы эти черты оказались созвучны достижению «государства всеобщего благоденствия».
Государство всеобщего благоденствия – это политическая концепция, предусматривающая строительство такого политического строя, при котором функцию защиты всех слов населения берёт на себя государство. Оно пытается добиться принципа равенства возможностей и справедливого распределения богатства через проведение налоговой реформы и усовершенствования трудового законодательства. Общество становится ответственным за всех, кто не может обеспечить себя минимумом для достойной жизни.
После второй мировой войны Скандинавские страны совершили рывок в экономическом развитии.
К 1970-ым года по уровню валового национального дохода на душу населения первые три места распределились следующим образом:
- первое место – Швеция;
- второе место – Швейцария;
- третье место – Норвегия.
Успех догоняющего развития не смог тягаться только с одним путём – шведской экономической моделью. Среди западноевропейских стран Скандинавский регион выделялся особым развитием на фоне общеевропейских процессов. Государственные преобразования оказались настолько масштабными и привели к таким значительным результатам, что приобрели признаки какого-то качественно нового «капиталистического социализма».
Налоговая основа шведской модели
Государственные расходы обеспечивались в Швеции налоговой системой. Они достигли небывалого для Запада уровня – около 70% валового национального продукта. Такие громадные средства дали возможность создать такую систему социального обеспечения, которое охватило все слои населения независимо от уровня доходов. Например, пенсия предоставлялись гражданам с 66 лет. Больничные листы оплачивались на одну треть за счёт страховых взносов работников и на две трети за счёт государства и работодателя.
Государственный бюджет распределяется в Швеции в таком соотношении: одна четвёртая часть – на министерство здравоохранения; одна седьмая часть – на министерство образования; одна двенадцатая часть – на министерство обороны.
В Швеции действуют специальные программы поддержки престарелых людей, молодёжи и женщин. Особое место занимают льготы для переселенцев из других стран, живущих в Швеции легально.
Особенности трудового законодательства
В области трудовых отношений законодательно закреплена политика, называемая солидарной. Она основывается на следующих важных принципах:
- равенство заработной платы за равный труд в любом секторе экономики;
- достижение полной занятости трудоспособного населения;
- обеспечение равенства доступа к образованию и повышению квалификации (в Швеции на эти цели тратится до 70% всего инвестирования на социальные нужды);
- сокращение разницы между доходами различных категорий трудящихся до соотношения один к двум;
- отказ от забастовок и массового увольнения работников как средств разрешения трудовых споров.
Решить все проблемы западной цивилизации шведская модель не смогла. В 1980-е годы Скандинавия столкнулась с падением производства и ухудшением уровня жизни. Они проявлялись через кризисы в социально-экономической сфере.
Многие заговорили о главной отрицательной характеристике шведской модели развития: уравнительная политика, препятствующая желанию «интенсивно работать и экономить». Идеология неоконсерватизма показала свои преимущества. Правительство Швеции вынуждено решиться на корректировку многолетней практики реализации принципов шведской модели.