Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литература и искусство Индии XVI—XVIII веков

Определение 1

Империя Великих Моголов — это государство, существовавшее в 1526—1540 и 1555—1858 годах на территории современных Индии, Бангладеша, Пакистана и юго-восточного Афганистана,

Литература Индии XVI –XVIII веков

Индусы и мусульмане во времена Моголов стали понимать друг друга и осознавать принадлежность к общей культуре, что в наибольшей степени отражено в литературе. В учрежденной при дворе Акбара специальной палате переводов на персидский язык, понятный образованным мусульманам, лучшие ученые и поэты переводили священные книги индуизма («Махабхарату», «Рамаяну», «Атхарваведу») и трактаты по математике, астрономии и медицине. Многие переводы отличались высокими научными качествами и литературными достоинствами. Если хронисты Делийского султаната начинали историю Индии с прихода ислама, описывая все, что было до этого, как «темный период неверия», то историки могольской эпохи, в своих сочинениях повествовали об истории Индии с древних времен, соединив домусульманский период и последующие времена в единый исторический поток.

Статья: Литература и искусство Индии XVI—XVIII веков
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

С эпохой Акбара связан небывалый взлет культуры. Император окружил себя талантливыми высокообразованными людьми.

Литературу на персидском языке, давшую Индии множество блестящих образцов прозы и поэзии, читать могли лишь представители образованных кругов. Среди простого народа популярностью пользовались произведения, написанные на местных языках. XVI век дал индусской литературе два великих имени:

  • Тулсидас, создавший на сюжет «Рамаяны» поэму «Море подвигов Рамы»;
  • Сурдас, написавший «Океан Сура» —масштабное произведение о жизни Кришны.

Яркую картину жизни народа рисует в поэме «Песнь о благодарении Чанди»бенгальский поэт XVI века Мукундорам, рассказывая о том, как охотник Калокету нашел клад с помощью богини Чанди, построил город и в нем стал справедливым правителем. В этом произведении с достоверностью описана жизнь крестьян, горожан и лесных охотников, а боги ничем не отличаются от смертных.

Литература бхакти в разных частях Индии дала блестящую плеяду поэтов. Таковы писавшие на маратхском языке Экнатх (1548—1599) и Тукарам (1608—1649) — их произведения до сих пор играют важную роль в культуре и самосознании маратхов. Богатейшая литература создана сикхами: все гуру были поэтами. Создано немало произведений на светские сюжеты — басни, любовные поэмы, истории о приключениях ловких и умных людей.

«Литература и искусство Индии XVI—XVIII веков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В литературе XVIII века отражены чувства горечи и тревоги, характерные для переломного времени. Крупнейшими литераторами этого периода были:

  • Мир Таки Мир (1725—1810);
  • Мир Хасан (1727—1787);
  • Мухаммад Рафи Сауда (1713—1781).

Архитектура и живопись Индии XVI –XVIII веков

В архитектуре и искусстве эпохи Моголов отражены новые веяния в общественной мысли. Многие строительные проекты времен правления Акбара стали воплощением его религиозной политики. Яркий пример - новая столица империи, Фатехпур Сикри. Мавзолей чтимого Акбаром суфия Салима Чишти является духовным центром города. Через величественные ворота Буланд Дарваза можно войти в главную часть города, где расположены дворцы императора и приближенных. В этой «каменной симфонии» органично слились элементы индусской дворцовой и храмовой архитектуры, мусульманского зодчества и местных традиций.

Могольское зодчество своего зенита достигло при Шах Джахане. Он вернул столицу в Дели, а на берегу Джамны возвел Красный форт с мощными бастионами, за которыми были расположены беломраморные павильоны и дворцы.

Шедевром мировой архитектуры стал мавзолей Тадж Махал, построенный Шахом Джаханом в память о любимой жене. Белизна его мрамора даже в жаркий день создает ощущение прохлады, она подчеркнута двумя рядами темных кипарисов. Устремленные ввысь тонкие минареты и поднятое на платформу главное здание с парящим в небе куполом отражаются в глади водоема. Напротив Тадж Махала Шах планировал сделать для себя из черного мрамора точную копию этого мавзолея, но этот замысел не был осуществлен.

Период богат на архитектурные достижения не только в центре империи. Известны крепости и дворцы в раджпутских городах. Особенно интересен Дворец Ветров, у которого фасад расчленен на выпуклые балкончики-эркеры, обеспечивающие сквозную вентиляцию помещений. Оригинальностью стилей отмечены крепости и дворцы южноиндийских государств.

Замечание 1

Трагический для Индии XVIII век дал ей архитектурные сооружения, по роскоши и декору даже превосходившие могольские.

Правители возникших на обломках империи независимых государств пытались затмить прежних владык. Дворцы, павильоны, культовые сооружения поражают яркостью, пышностью и роскошью декора. Возможно, дело не только в правительских амбициях: в тяжелые времена людям нужна волшебная сказка, и она воплощена в камне и мраморе. Строгим и величественным стилем выделялись постройки маратхов.

В XVI—XVIII веках расцвела миниатюрная живопись. Основателями школы при могольском дворе стали приглашенные из Ирана мастера. У них учились индусы и мусульмане, создавшие самостоятельную, отличную от иранской, школу миниатюры, которая опиралась на индийские традиции.

Изначально миниатюра играла роль лишь книжной иллюстрации, затем художники начали воплощать сюжеты, не связанные с содержанием книг. Миниатюры собирали в альбомы и переплетали. Сюжетами служили придворные сцены, исторические события, бытовые сценки, птицы, животные, растения. Несколько мастеров работали над каждой миниатюрой, каждый отвечал за назначенные детали, самым умелым доверяли прорисовку лиц. Изображения людей были весьма реалистическими; художники стремились к портретному сходству, отражению особенностей характера и возраста человека. Большой интерес имели привозимые европейскими купцами работы западных мастеров. Не изменяя своей манере, могольские художники у европейцев заимствовали технику перспективы.

Трагические события XVIII века не стали причиной упадка искусств. Многие выдающиеся музыканты и художники продолжали творить, бережно сохраняя культурное наследие и одновременно развивая его, осваивая новые выразительные средства и формы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot