Цивилизация – культурно-историческое сообщество людей, объединенных общим историческим прошлым и настоящим. Цивилизация имеет свойственные только ей особенности истории, культуры и мировоззрения.
Период древней и средневековой истории Китая знаменателен рядом выдающихся свершений в культуре, повлиявших на развитие человечества. В качестве примеров достижений китайской цивилизации мы рассмотрим течения философской мысли такие как конфуцианство и даосизм, а также ряд цивилизационно значимых изобретений.
Философия
Конфуцианство
Конфуцианство – философско-этическое учение, автором которого был Конфуций или Кун-цзы, живший в 551-479 г. до н. э. Сам термин «конфуцианство» возник в работах западных ученых и не имеет аналогов в китайской культуре и исторической науке. В Китае то, что мы называем конфуцианством, определяется термином «школа ученых книжников».
На основе предыдущих философских и этических учений Конфуций выдвинул идею великого и истинного пути, который означает мудрый и справедливый порядок, соблюдение норм правильного поведения человека.
Идеалом человека для Конфуция являлся благородный человек, не в плане его аристократического происхождения, а в качестве почти недосягаемого высокоморального нравственного уровня.
Социальный порядок согласно Конфуцию определялся тем, что каждый должен знать свое место и выполнять положенные им функции. Старшие должны заботиться о младших, а младшие должны их слушаться, как в семье, так и в целом государстве, где в роли старших выступают правители, а в роли младших подданные государства. Данное общество называют патерналистским, то есть находящимся под постоянной опекой государства. Только таким способом можно достичь желанной социальной гармонии и спокойствия в обществе.
Даосизм
Даосизм – учение о Дао, китайское традиционное учение, которое сочетает в себе элементы философии и мистических идей.
Предшественником даосизма стало учение Яна Чжу, жившего во времена поздней империи Хань, с 440 г. до н.э по 360 до н.э. Ян Чжу был противником идей конфуцианства, и проповедовал идеи гедонизма, то есть получения удовольствия от жизни, при этом не делая ничего для блага Поднебесной или же для собственного обогащения и славы, поскольку всё равно всех уравняет смерть.
Самым известным источником философии даосизма является трактат «Дао-дэ цзин», авторство которого приписывают легендарному мудрецу Лао-цзы, который, будто бы жил в VI в. до н.э. и был старшим современником Конфуция. Но современными специалистами точно установлено, что трактат был написан гораздо позже, а именно в середине III в. до н. э. Более того, специалисты усматривают в тексте явные аналогии с индо-иранской религиозно-культурной традицией.
Другой трактат, где содержится философия даосов «Чжуан-цзы», был составлен в III в. до н.э. Трактат следует почти всем философским идеям «Дао-дэ цзин» и наполнен представлениями о первозданном Хаосе, а также о мистически долголетии даосский мудрецов, которые изобрели средство чтобы жить тысячу с лишним лет.
Главным итогом развития даосизма как философской идеи стало появление в китайской философской мысли инструментов познания окружающей, постоянно меняющейся действительности
Архитектура и изобретения
Великая китайская стена
Великая китайская стена стала одним из самых узнаваемых символов китайской цивилизации и культуры. Она была построена при императоре Ци Шихуанди, первом правителе, объединившем враждующие между собой китайские царства в 221 г. до н.э.
Как говорит историк С. Дмитриев, Великая китайская стена стала наследником длинных стен прежних независимых царств, защищавшихся от кочевников и соседей. Китай мог позволить себе такие постройки имея больше количество населения и материальных ресурсов. Отмечается, также, что в китайском языке нет определения «Великая стена», а присутствует термин «длинная».
Стены строили и после империи Цинь. Та стена, которая показывается туристам, возведена во времена империи Мин (XIV-XVI в), освободившейся от власти монголов, и стремившейся предотвратить новые набеги кочевников с севера.
Бумага
Важным этапом в развитии грамотности и книжного дела не только Китая, но и всего человечества стало изобретение во времена империи Хань бумаги. Автором технологии изготовления бумаги стал императорский евнух и изобретатель Цай Лунь. Он из омертвелой древесины и растительных волокон в 105 г. н. э. сделал первый лист бумаги. Из Китая технология изготовления бумаги попала сначала к арабам, а уже потом и в Европу.
Порох
Считается, что первый порох был получен в результате опытов древних китайских алхимиков, которые стремились получить из смеси серы и селитры эликсир бессмертия. В Китае эпохи империи Сун порох использовали в фейерверках, и, судя по всему, в военном деле. В 70-е г. Х в. китайцы научились начинять глиняные горшки порохом и поджигать фитили в них, для того, чтобы пробивать бреши в стенах ранее неприступных городов.
В XIII—XIV в. секрет изготовления пороха проник сначала в Среднюю Азию, а уже потом в Европу, что привело к новому этапу в военном деле и существенно повлияло на ход всей истории.
Компас
Китайский компас представлял собою плавающий железный ковш, ручка которого показывала на юг, где по представлениям находился источник благодатной силы «ян». Первоначально компас использовали для практики фен-шуя , выбирая наиболее удобные и места для жилища. Во времена же империи Сун компас стали применять в мореплавании, что способствовало развитию мореходства, торговли, экономики и повышению знаний об окружающем мире.
Ксилография
Ксилография – искусство книгопечатания при помощи резных досок, на которых были выгравированы иероглифы в своем зеркальном отображении.
Техника ксилографии восходила к древней практике изготовления печатей на камне и металле.
Благодаря технике ксилографии рос уровень грамотности и образованности населения, поскольку книжная продукция стала дешевле. Примерно в 911 г. в Китае издается первая официальная газета в мире «Столичный вестник». В Китае изобретен был и наборный шрифт, но из-за особенностей китайского языка, в котором тысячи иероглифов, он не был востребован.