Особенности морских республик
Образованию морских республик в Италии способствовали особенности её географического положения. Расположение на пересечении морских путей Средиземноморья создало предпосылки для превращения портов в места посреднической торговли между Западом и Востоком. Первыми на этот путь встали Бари и Амальфи в Южной Италии. Они вели торговлю с арабскими странами и Византией. Но были завоёваны норманнами и отошли на второй план. Крестовые походы стимулировали развитие городов Северной и Средней Италии. Выделяются порты Пиза и Амальфи, чуть позднее Генуя и Венеция.
Морские республики не располагали аграрными ресурсами и были вынуждены развивать судостроение и мореходство. Это позволило маленьким поселениям дорасти до крупных региональных центров и стать столицами государств.
Общая характеристика развития
Морские города-государства являлись республиками. Они имели республиканские органы управления, формирующиеся на основе выборности от купечества и ремесленников. Занимая ведущие позиции в экономике государства, купцы через органы самоуправления удовлетворяли собственные интересы. Республики считались независимыми, хотя Амальфи и Венеция располагались на землях Византийской империи.
Автономные морские республики выражали в первую очередь интересы купеческого сословия. Именно деятельность купцов составляла основу могущества и богатства этих городов-государств. История морских республик неотделима от истории европейской экспансии на Восток и развития капитализма в Европе.
Большое значение для процветания морских республик имели Крестовые походы. Итальянские порты обеспечивали крестоносцев транспортом для переброски на Восток и оказывали им финансовую поддержку. Таким образом, республики получили привилегии в торговле с Востоком и заняли лидирующие позиции в транзите товаров между Востоком и Западом. После разрушения в Четвёртом крестовом походе Константинополя морские республики лишились главного своего конкурента.
Роль морских республик в истории Европы
На границе X-XI веков в странах Европы начинается экономический подъём. Так как сухопутные пути были полны опасностей, торговцы предпочитали переправлять товары по морю. Вдоль средиземноморского побережья пролегли торговые маршруты. Порты завоёвывали независимость и становились лидерами морской торговли. Для защиты от пиратов они создавали мощный военный флот. Торговые караваны, сопровождаемые военными судами, беспрепятственно поставляли товары из Азии и Африки в европейские города.
Морские республики возродили международную торговлю. Для проведения взаиморасчётов купцы использовали золотую монету. Мировая торговая и финансовая системы формировались под воздействием транзитной торговли через итальянские морские республики. Поддержку морской торговле обеспечивали технологический прогресс в навигации (изобретение компаса, астролябии, каравеллы) и точные морские карты из Венеции и Генуи.
Огромный простор для экспансии предоставили крестовые походы. Европейские крестоносцы рассчитывали на итальянский морской транспорт. Взамен морские республики получали оплату наличными и концессии на колониальные захваты. Если до начала крестовых походов Венеция и Амальфи торговали с Левантом, то с их развитием торговля разрасталась с небывалой скоростью.
Из морских республик на Чёрное море и в Восточное Средиземноморье ринулись тысячи итальянцев. Они создавали колонии (торговые порты, коммерческие поселения и базы для товаров). Обычно они занимали одну улицу в черте города, где действовали итальянские порядки и во главе стоял губернатор из родного города-метрополии. Строили церковь, открывали магазинчики для удовлетворения потребностей переселенцев из Италии. Итальянские купцы образовывали гильдии, старались обрести от местных властей налоговые и таможенные привилегии. Появлялись личные владения. Так, в Константинополе Пера (европейская часть города) превратился в крупнейшую торговую базу итальянцев.