Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История возникновения христианства

В I веке религиозный климат в Палестине был разнообразным, в ней существовало много иудейских сект. Иосиф Флавий насчитал четыре таких секты: фарисеев, ессеев, саддукеев и одну безымянную. В тот период было много харизматических лидеров, внесших вклад в то, что после стало Мишной талмудического иудаизма. Еврейский мессианизм уходит корнями в апокалиптическую литературу II-I веков до н.э., предвещающую появление «помазанного» лидера из рода Давида, вместо иноземных правителей, который воскресит Израильское Царство.

Ирод Великий

Ирод Великий, правивший в Палестине в 37-4 годах до н. э., был полуиудей-полуараб, человек корыстный, неискренний последователь закона. При воцарении он разгромил синедрион, ставил первосвященников из Александрии, на еврейские деньги строил в палестинских городах театры и термы, храмы Августу. Когда его сыновья после его смерти поехали в Рим просить об утверждении наследства, одновременно явилась депутация иудеев, просившая не назначать ни одного из них царём, а лучше сразу обратить Иудею в римскую провинцию.

Подавляющая сила Рима, обратившего Сирию и Египет в свои провинции, была очевидна. Маккавеи могли ждать победы над нет только при помощи свыше. Насчёт формы, в какой она могла явиться, сомнений не было: форма Мессии и мессианского царства. На пришествии Мессии сосредоточились политические, национальные и личные упования палестинских евреев, а единственным средством низвести Мессию на землю фарисеи провозгласили ревностное исполнение закона.

Итак, с точки зрения влиятельнейшего в Палестине направления, главным упованием был Мессия. Его главным делом было свержение власти Рима и затем установление владычества Израиля. Явиться Мессия был должен в награду за праведность и быть сам идеальным представителем праведности; кто блюл закон, тот приближал пришествие Мессии; кто его нарушал, тот был преступник, так как мешал Мессии прийти.

Однако соблюдать закон под римской властью было мудрено; признание ее, платёж податей в фиск кесаря, подчинение производившимся цензам — все это было нарушением закона. Уже в год первого римского ценза, произведённого в 6 году нашей эры президом Сирии П. Сульпицием Квирином, в Галилее вспыхнул бунт и образовалась партия зилотов, ставившая целью борьбу с Римом, чтобы очистить место для Мессии. Действовала она открытыми восстаниями или политическими убийствами.

«История возникновения христианства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ясно, что фарисейство видело в новозаветной проповеди о Мессии пагубную ложь. Спаситель вместо призывов к освободительной войне и к завоеванию мира Израилем учит, что его царство не от мира сего; что он царь лишь в том смысле, что всякий слушает глас его.

Мессия должен был быть безупречно праведен, а Христос беседует с женой-самарянкой, ест у мытарей, принимает от блудницы дары, нарушает субботу. Фарисеев, он зовёт лицемерами и слепыми вождями, ставит хананеев и самаритян в пример благодарности и крепкой веры. С точки зрения патриотического фарисейства деятельность Христа угрожала гибелью еврейскому народу, отнимая у него Мессию и отдавая в руки римлянам. Поскольку Палестина была фарисейской, проповеди Христа и апостолов упали здесь на враждебную почву.

Ещё меньше сочувствия она могла найти среди саддукеев. Они, как и фарисеи, понимали отношение человека к Богу как формально-договорное: народ должен исполнять закон, Бог за то дарует Мессию. Отрицая воскресение и обязательность раввинских толкований закона, они сводили ревность в исполнении закона к минимуму, плоды которой были должны пожать те, кого пришествие застанет в живых. Вынужденные идти на помочах у фарисеев, они пользовались критикой фарисейских построений для того, чтобы оправдать холодность к закону, причиной которой было их маловерие.

Их скептицизм по отношению к религии был более худшей почвой для проповеди, чем фарисейская ревность. Более благоприятными были условия в общине ессенов, в вероучении и устройстве которой есть много ярких аналогий с учением евангелия. Однако есть много отличий, подрывающих мнение, что Спаситель был учеником ессеев.

Наряду с сочувственными, в ессействе евангелие также встретило бы неблагоприятствующие моменты, которые были сильнее.

Первоначальная проповедь иудео-христиан в Иерусалиме

По требованию фарисеев, книжников и саддукеев-первосвященников Иисус Христос был предан казни, и власти с его смертью успокоились, полагая, что поднятое им галилейское движение теперь само собою замрёт. Не прошло и двух месяцев с Пасхи, как его ученики с непонятной смелостью стали проповедовать в Иерусалиме, что распятый действительно был Мессией. Что в течение сорока дней после смерти, начиная с третьего, он многократно являлся в Галилее, и в Иерусалиме, что на 40-й день вознёсся на небо, обещав вернуться как Мессия-Судия, и велел в промежуточное время проповедовать евангелие царствия Божия.

Убежденность проповедников в том, что они говорили, была несомненна. Вначале фарисеи были попросту сбиты с толку, им не верилось, что такая проповедь может быть успешна, и долгое время они просто игнорировали её. Саддукеи, задетые проповедью о воскресении, несколько раз брали Петра и Иоанна под стражу, разными угрозами запрещали им учить «о имени сём», подвергли их бичеванию, но отпускали, не добившись даже обещаний более не проповедовать.

Некоторые стали колебаться, и возобладала совет позиция занять выжидательное положение. Среди проповедников появился Стефан, с искусством и одушевлением выдвигавший стороны учения, за которые Иисуса преследовали. Приглашённый для объяснений в синедрион, он закончил речь возгласом: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», повторив ту самую «хулу», за которую синедрион объявил Иисуса повинным смерти. Наперекор закону, Стефан тут же был побит камнями, и иерусалимскую церковь постигло первое гонение, главным деятелем которого стал молодой Савл.

Основание общин в других городах

Замечание 1

Гонения разогнали христиан по всей Иудее, и далее, что имело следствием основание новых общин.

Сами апостолы остались в Иерусалиме, лишь иногда странствуя по нуждам проповеди. Гонение угасло неожиданным образом. Община в Дамаске ожидала Савла, который был должен явиться для её разгрома. Явившись, Савл стал проповедовать, что Иисус воистину есть Мессия, что он видел его по пути в Дамаск и убедился в его воскресении.

Гонение, двигателем которого был Савл, быстро затихло. Проповедь рассеянных между тем достигла Кипра, Антиохии и Финикии. Пока проповедники обращались лишь к иудеям и эллинам; но уже в это время Пётр по божественному указанию без предварительного обрезания крестил дом сотника Корнилия, за что подвергался упрёкам в Иерусалиме. Успех проповеди Антиохии побудил апостолов отправить туда Варнаву, а тот пригласил Савла (Павла). В начале 40-х годов последний царь иудейский Ирод Агриппа I в угоду иудеям поднял в Иерусалиме второе гонение, жертвой которого стал апостол из двенадцати, Иаков Зеведеев. Взятый под стражу Пётр чудесным образом спасся.

Замечание 2

Сведений о дальнейшей судьбе церкви нет; известно, что иерусалимская церковь беспрепятственно развивалась, и к 58 году насчитывала тысячи членов.

Дата последнего обновления статьи: 30.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot