Политическое устройство современной Швейцарии
Швейцария номинально является конфедерацией, а фактически – федеративной демократической республикой, состоящей из 26 автономных регионов — кантонов.
Кантон - это территориально-административная единица верхнего уровня в Швейцарии.
Характерными чертами политического устройства Швейцарии являются:
- децентрализация;
- верховенство права;
- сильный элемент прямой демократии;
- коллегиальность правительства;
- внешнеполитический курс вечного нейтралитета.
Демократия Швейцарской конфедерации не относится к президентскому или парламентскому типу в чистом виде, но представляет собой форму правления собственного образца. Она заключается в функционировании двухпалатного парламента и выбираемого парламентом Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов. Особенностью швейцарского правительства является то, что члены правительства назначаются на пост президента по очереди на срок в один год.
Благодаря выработанной практике прямой демократии, швейцарские граждане могут непосредственно лично влиять на принимаемые политические решения в стране. В Швейцарии очень давние гуманитарные традиции, а нейтральный внешнеполитический курс позволил стране избежать множества опустошительных войн.
Швейцария состоит из 26 кантонов. Некоторые кантоны франкоязычные, некоторые — немецкоязычные и только один кантон, Тичино, является италоязычным. Фрибург является двуязычным кантоном, а в кантоне Граубюнден используется три языка, включая ретороманский.
У истоков Швейцарской конфедерации стоят кантоны Швиц, Ури и Унтервальден, в 1291 году заключившие «Союз трех кантонов». Постепенно в этот союз входили и другие кантоны. В 1979 году от кантона Берн отделился самый молодой на данный момент кантон — кантон Юра.
Три швейцарских кантона разделяются на полукантоны:
- Базель (Базель городской и Базель сельский);
- Унтервальден (Нидвальден и Обвальден);
- Аппенцелль (Аппенцелль-Иннерроден и Аппенцелль-Ауссерроден).
Экономическое развитие Швейцарии
Экономика Швейцарии одна из наиболее стабильных в мире. По сравнению с другими странами средний уровень доходов населения значительно выше среднего. Проводимая с начала века политика банковской тайны и долгосрочного монетарного обеспечения сделала Швейцарию местом, в котором инвесторы уверены в безопасности вкладываемых средств, в результате экономика страны все более и более становится зависимой от притока зарубежных инвестиций. В условиях небольшой территории и высокой специализации труда, основными экономическими ресурсами страны являются торговля и промышленность.
В производстве электрооборудования, машиностроении и металлургии заняты более 300 000 человек. На эту отрасль, сокращенно обозначаемую «Промышленность МЭМ», приходится не менее 18 % ВВП. Также этот сектор экономики занимает второе место по объёмам экспортных поставок среди всех остальных отраслей промышленности. В 2012 году доходы отрасли от экспорта составили почти 65 миллиардов франков, то есть 32 % от суммарного объёма экспортных поставок.
В общей сложности на предприятиях отрасли МЭМ за границей работают более 500 000 граждан. Эта часть промышленности возникла в XIX веке для обеспечения текстильной промышленности. Тогда швейцарские предприятия текстильной промышленности стремились механизировать производство, но не имели возможностей закупать современное оборудование у английских конкурентов и столкнулись с нуждой создавать собственное производственное оборудование.
В наши дни швейцарские предприятия – одни из самых конкурентоспособных в мире. Это относится в первую очередь к предприятиям, производящим станки и оборудование, применяемые в полиграфии и текстильной промышленности. По абсолютным цифрам Швейцария – десятый по величине экспортер производственных машин в мире. В секторе преобладают предприятия среднего и малого бизнеса, насчитывая в общей сложности более 2500 компаний.
В сельском хозяйстве Швейцарии занято меньше четырех процентов населения, но оно является одним из самых субсидируемых в мире.
По данным ОЭСР, Швейцария субсидирует 70 % сельского хозяйства, в то время как ЕС - 35 % в ЕС. В соответствии с принятой парламентов в 2007 году сельскохозяйственной программой размер субсидий на сельское хозяйство увеличился на 63 млн швейцарских франков. Помимо этого, сельское хозяйство страны защищено целой системой протекционистских мер. Регионально сельскохозяйственное производство Швейцарии сильно различается. В альпийских предгорьях и в Альпах превалируют молочное хозяйство и животноводство; в центральной Швейцарии преимущественно выращиваются картофель, зерновые, свекла и морковь; в восточной части страны– фрукты. Некоторые регионы практикуют виноградарство.
Внешняя политика Швейцарии
Швейцарским нейтралитет является наиболее длительным и последовательным из всех существующих в современном мире. На данный момент Швейцарская Конфедерация не является членом ни одного военного альянса.
В последнее время, в силу перемен в мире и Европе, в правительстве и общественном мнении усиливается настрой на интеграцию с ЕС и на более гибкую трактовку принципа нейтралитета.
В мае 2004 года подписали «второй пакет» договоров ЕС — Швейцария, который, вместе с вступившим в силу в 2002 году «первым пакетом», является альтернативой полноценному вступлению Швейцарии в ЕС.
Прошедшие в 2005 году общенациональные референдумы показали положительный взгляд народа Швейцарии на вопрос о присоединении к Дублинскому и Шенгенскому договорам, а также на распространение условий Договора о свободе перемещений между ЕС и Швейцарией на всех новых членов ЕС. Одновременно принято решение вопрос о вступлении Швейцарии в Евросоюз считать не «стратегической целью», а только «политической опцией».
В 1959 году Швейцария на правах страны-учредительницы вошла в ЕАСТ, а 2002 году стала членом ООН.