Большинство современных традиционных религий Востока относятся к типу политеистических религий.
Большинству восточных религий сегодня присущ национальный характер, их последователями являются определенные народы и вне этих народов миссионерская деятельность не ведется.
Буддизм
Буддизм зародился в VI в. до н. э. в Индии как оппозиционное по отношению к брахманизму течение. Его основателем считается легендарный принц Сиддхартха Гаутама из рода шакья, который пришел к Просветлению после семилетних поисков истины и познал путь избавления от страданий. Поэтому он стал именоваться Буддой, что означает «Просветленный». Некоторые буддийские представления взяты из Вед без изменений (например, идея о карме и вращающемся колесе Сансары), некоторые подверглись радикальному переосмыслению («дхарма»).
В начале своего развития буддизм был скорее этическим учением и лишь через длительное время приобрел черты религии с культом, особыми ритуалами и специальными служителями.
В начале нашей эры в буддизме выделились два направления:
- Хинаяна («Малая колесница»), предполагающая путь спасения только через монашество;
- махаяна ("Большая колесница"), допускающая возможность спасения и для мирян.
В процессе приспособления к местным культурным и религиозным традициям в рамках буддизма возникают новые течения и школы, расходящиеся с первоначальным учением: ламаизм, дзен, амидаизм, нитирэнизм и многие другие. Для всех общим остается отрицание высшего Бога-Творца (иногда буддизм называют «атеистической религией»), почитание Будды и стремление к достижению «нирваны», как цели освобождения от бега по кругу перевоплощений.
Даосизм
Одна из традиционных религий Китая.
Название религии происходит от основной философской категории учения Дао.
История возникновения
Основателем учения считается мудрец Лао-цзы («старый философ» или «старый ребенок»), живший в VII-VI веке до н.э. Факты его биографии практически не сохранились, и некоторые исследователи даже сомневаются в его реальном существовании. Самые скудные данные позволяют определить, что он работал в архивах и книгохранилище при императорах династии Чжоу, занимался самосозерцанием и изучением древней мудрости. Есть сведения, что восхищенный мощью ума Лао-цзы Конфуций приезжал к нему за советом. Существует предание, что когда Лаоцзы проходил через западную пограничную заставу, намерившись навсегда покинуть Поднебесную, ее начальник, тоже занимавшийся духовным самосовершенствованием, уговорил его оставить Китаю частицу мудрости. Так появилась на свет излагающая основы учения даосов книга «Дао Дэ Цзин» - «Канон Пути и Добродетели».
Джайнизм
Одна из традиционных религий Индии
Название религии происходит от одного из титулов ее основателя – Джины Махавиры. Последователи джайнизма носят название джайны.
Символами этой религии являются:
- Вардхамана;
- Свастика;
- Лабиринт;
- завиток волос (шриватса);
- трон (бхадрасана);
- сосуд для воды (калаша);
- зеркало (дарпана);
- знак "две рыбы" (матсья-югма).
Также в качестве символа джайны используют священное колесо (сиддха-чакра).
История возникновения и развития
Джайнизм возник на северо-востоке Индии приблизительно в V в. до н.э. в шраманский период индийской цивилизации.
Основатель джайнизма Вардхамана был старшим современником Будды. По преданию джайнов уже в утробе он практиковал принцип «ненанесения вреда», стараясь лежать неподвижно, чтобы не причинить боль матери. Он получил подобающее царевичу блестящее образование, проявляя особые способности и невероятную смелость.
После смерти родителей Вардхамана получил разрешение от старшего брата на уход из мира и с тридцати лет начал аскетическое странствование, даже волосы отдав богу Индре. На протяжении двенадцати лет он вел суровую, полную аскетизма, жизнь. Через шесть лет Вардхамана примкнул к Маккхали Госале, будущему основателю школы адживиков , а еще через шесть лет они с Вардхаманой разошлись.
Подобно родителям Вардхамана следовал установкам «ордена» Паршвы, которые требовали соблюдения четырех основных обетов:
- не причинять вред (ахимса);
- не присваивать чужую собственность;
- хранить целомудрие;
- воздерживаться от лжи.
Вардхамана к этим обетам добавил отказ от одежды, суровые посты, бодрствование и длительные медитации.
В 557 г. до н.э. Вардхамане удалось достигнуть всеведения (кевала-джняна).. Он узрел состояния всех живых существ на земле – что они говорили, думали и делали в каждый миг существования. С этого момента он стал Джиной – победителем собственной кармы.
На следующий день Джина дошел до селения и остановился в саду. Там он объяснил одиннадцати жрецам, собиравшимся совершить жертвоприношение, бессмысленность ритуалов и жертв, и они стали ганадхарами – его первыми учениками.
В последние два года жизни Вардхамана проповедовал свое учение и усердно постился. Он скончался в 527 или 468 году до н.э.
Вскоре среди его последователей случился раскол: зять Джамали подверг критике учение и увел с собой 500 монахов.
Джайнизму удалось достаточно быстро распространиться. Еще при жизни основателя общины его учеников поддерживались некоторыми восточногангскими правителями. Вскоре к джайнизму примкнули царь Магадхи Бимбисара и многие аристократы.
Первые точно датированные сведения о последователях джайнизма относятся к эпохе Маурьев. Их содержат наскальные надписи царя Ашоки. Возможно, джайнами были внук Ашоки Сампрати и Чандрагупта.
В III в. до н.э.. в Паталипутре состоялся первый джайнский собор, который был посвящен вопросам хранения и передачи авторитетных текстов. В то же время от община отделилась часть групп и последовала за мудрецом Бхадрабаху на юг.
В первые века н.э. джайны активно переселялись на юг Индии, что привело к распаду единой общины на два направления. Те, кто остался на севере стали называться шветамбары, а отправившиеся на юг – дигамбары. Каждое течение настаивало на том, что именно оно является истинным наследником Джины и его ганадхаров.
На юге Индии джайнизм стал весьма. Здесь его поддерживали многие царствующие династии: Сатаваханы (до III в. н.э.), Кадамба (IV – VI вв.), Чалукьи (VI – VIII вв.), Паллавы (V – IX вв.). В V в. на юге джайнизму удалось стать доминирующей религией.
Даже после возвышения индуизма джайнизм продолжал удерживать на юге свои позиции. Лишь к концу XVI в. джайнская община заметно ослабла, но, в отличие от буддизма, джайнисткое учение не исчезло в ходе мусульманского вторжения и смогло адаптироваться к правлению Великих Моголов.