Иудаизм – древнейшая из существующих в настоящее время монотеистическая религий, сформировавшаяся у еврейского народа. Иудаизм заявляет о непрерывной исторической преемственности, охватывающей более трех тысяч лет.
Происхождение термина
Изначально словом «иудей» обозначались израильтянине из колена Иуды. После того как десять колен Израилевых, жители Северного Израильского царства, были уведены в плен, Иудейское царство стало единственным представителем народа и слово «иудей» стало тождественным понятию «еврей».
Термин «иудаизм» появляется в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I в. до н. э. и обозначал еврейский монотеизм как противоположность эллинистическому язычеству.
В современном русском языке понятия «еврей» и «иудей», обозначающие этническую принадлежность и религиозную составляющую, имеют выраженное разделение, берущее начало в греческой культуре.
История иудаизма
Несмотря на успехи библейской археологии на сегодняшний день Танах (Ветхий Завет) остается практически единственным историческим источником по древнейшей истории израильского народа. Это не дает возможности установить, с какого момента древнееврейская история перестаёт быть легендарной. Первой упоминаемой в Танахе личностью, существование которой подтверждается независимыми свидетельствами, является царь Израиля Ахав, о котором говорится в ассирийском письме 853 г. до н. э.
Другие два небиблейских источника (Стела царя Меша и Стела из Тель-Дана) упоминают династию царя Давида, который должен был жить за 100—150 лет до создания в камне этих письменных источников. Стела Меша говорит о войнах с царём Омри, отцом Ахава.
Историю иудаизма делят на следующие периоды:
- «Библейский» иудаизм (X—VI вв. до н. э.);
- Иудаизм Второго храма (VI в. до н. э. - II в. н. э.);
- Талмудический иудаизм (II—XVIII вв.);
- Современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время).
«Библейский» иудаизм (X—VI вв. до н. э.)
Начальный этап формирования иудаизма носит название яхвизм.
На древнейших этапах яхвизм отличался нестрогим монотеизмом, признавая Яхве главным племенным божеством израильтян, при этом допускалась вера в других богов западносемитской мифологии (Молох, Ваал, Астарта, Ашера). Впоследствии стал отличаться большей строгостью, называя Яхве единственным Богом.
Яхвизм сформировался в Бронзовом веке у кочевых племен семитской группы. Большое значение в яхвизме играли жертвоприношения животных на алтарях и кропления их кровью. Помимо священников, совершавших жертвоприношения, большая роль принадлежала пророкам и героическому эпосу. При царях Езекии (VIII век до н. э.) и Иосии (VII век до н. э.) были проведены значительные религиозные реформы, приведшие к формированию строгой монотеистической религии.
Из яхвизма выделились иудаизм Второго храма и религия самарян.
Иудаизм Второго храма (VI в. до н. э. - II в. н. э.).
Иудаизм Второго храма получил оформление после Вавилонского плена, возвращения в Палестину и строительства Второго храма в VI в. до н. э. В европейской культуре он стал известен по текстам Нового Завета, в которых иудеи представлялись охранителями Закона Моисея. В современной литературе распространено представление о том, что иудаизм основывался не на буквальном соблюдении Закона, а на концепции Завета Бога и избранного народа, заключённого на горе Синай в эпоху Моисея. Иудаизм Второго храма считается иудаизмом книжников, поскольку его кодификатором был первосвященник и книжник Ездра.
Отличительными чертами правоверного иудея стали обрезание, соблюдение субботы и обязательное паломничество в Иерусалимский храм. Характерной чертой этого периода являлись патрилинейная система родства и национальный характер религии.
В иудаизме Второго храма выделялся ряд направлений:
В 70 году н.э. римские войска разрушили Иерусалимский Храм, и центральная роль в религии перешла к академии в Явне. Римские гонения породили опасность потери знаний. Во II веке н. э. собрание законоучителей приняло решение собрать Устный Закон в письменные сборники, впоследствии составившие Мишну.
После записи Мишны завершилась эпоха «танаим» и началась эпоха толкователей Мишны – «амораим». В дальнейшем раввинское законодательство развивалось по пути составления комментариев к Мишне, которые стали известны как Талмуд. Окончательно Вавилонский Талмуд оформился в академиях Вавилонии, откуда в дальнейшем распространился талмудический иудаизм. Иудеи, отвергшие авторитет Мишны и Талмуда, составили течение караимов.
Талмудический иудаизм (II—XVIII вв.)
Талмудический иудаизм (раввинизм) стал основной формой иудаизма с VI века, когда завершилась кодификация Вавилонского Талмуда как наиболее авторитетного толкования Устного Закона. Его формирование связано с невозможностью выполнения ритуальных жертвоприношений и многих других древних еврейских религиозных обрядов после разрушения второго храма.
От раввинизма происходят все современные течения иудаизма. Все они основаны на раввинистической традиции и методе анализа. Раввинизм противопоставлен караимизму, который не признает авторитет Устной Торы и ее принципов интерпретации.
Слово «раввинист» как антоним слову «караим» широко распространилось во времена, когда значительное число иудеев исповедовали караимизм (IX век — XIII век). После заката караимского иудаизма употребление термина сошло на нет, так как почти все иудеи стали раввинистами.
Современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время)
Гипотезы о происхождении
Многие учёные являются убеждёнными сторонниками документальной гипотезы, утверждающей, что Пятикнижие Торы приобрело ныне существующую форму путём объединения нескольких независимых литературных источников, а не было написано полностью Моисеем.
Многими считается, что в Первый Храмовый период люди Израиля верили в существование у каждого народа своего бога, но что их Бог является самым главным. Такое воззрение называется генотеизмом и монолатрией. Проводятся аналогии с маздаизмом и зороастризмом. Существует версия, что развитие строгого монотеизма в период Вавилонского пленения было реакцией на дуализм. Упоминания о причастности сатаны к акту грехопадения стали появляться в текстах Танах только после Вавилонского Плена и строительства Второго Храма. В рамках этой гипотезы считается, что большинство иудеев начали верить в единственность своего Бога только в эллинистический период.
Джон Дей считает, что корни библейских Эль, Баала и других нужно искать в ранней ханаанитской религии, основанной на аналогичном греческому пантеоне богов.
Однако многие теологи и богословы продолжают попытки доказать, что иудейским верованиям всегда был присущ монотеизм.