Согласно богословию мусульман, Мухаммед не являлся основателем новой религии, а был последним пророком. Его предшественниками были Иса ибн Мариам, Яхья, Муса, Ибрахим и другие.
Пророческая деятельность Мухаммеда
Годом возникновения ислама считается 610 г., когда в месяц Рамадан Мухаммеду явился ангел Джабраил и продиктовал первые пять аятов Корана. В течение следующих трех лет пророк Мухаммед тайно вёл проповедь среди друзей и близких.
В 613 году после публичного выступления Мухаммеда, правящие круги Мекки стали относиться к нему враждебно, из-за рискованного положения в 622 году он вынуждено совершил переселение (хиджра) в Медину.
Населявшие Медину племена перешли в ислам и стали ядром приверженцев ислама. К 632 году исламское теократическое государство занимало уже весь Аравийский полуостров.
Праведный халифат
Праведный халифат - государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году.
Халифат последовательно возглавлялся четырьмя праведными халифами:
- Абу Бакр;
- Умар ибн аль-Хаттаб;
- Усман ибн Аффан;
- Али ибн Абу Талиб.
Халифат раскинулся на территории Аравийского полуострова, Кавказа, части Магриба от Египта до Туниса и Иранского нагорья.
С первых дней Абу Бакр столкнулся с трудностями. Некоторые арабские племена отошли от ислама. Инциденты вероотступничества начались ещё при жизни Мухаммеда, но первые войны с вероотступниками случились уже после его смерти. Отступничество затронуло почти все племена в Аравии. Некоторые из них отказались выплачивать закят (обязательная милостыня), вожди других сами стали претендовать на пророчество.
Абу Бакр в течение года продолжал борьбу с вероотступниками, закончившуюся объединением арабских племён.
Затем Абу Бакр начал завоевания за пределами Аравии. В 633 был совершен поход в Ирак, богатейшую провинцию империи Сасанидов. На следующий год четыре армии отправились в Сирию.
Перед смертью в 634 году Абу Бакр завещал назначить халифом Умара ибн аль-Хаттаба, который продолжил завоевательные походы в Сасанидскую империю, Византию и Египет. Византия и государство Сасанидов, изнуренные борьбой друг с другой, не смогли противостоять войскам Халифата. К 640 году Месопотамия, Палестина и Сирия попали под контроль Халифата. В 642 был захвачен Египет.
Умар ибн аль-Хаттаб создал политическую структуру Халифата: диван и систему налогообложения. Халиф назначал наместников. Календарь, введенный Умаром, вел отчёт от хиджры пророка Мухаммада. В 644 году персидский раб Абу Лулу Фируз смертельно ранил Умара.
Перед смертью Умар ибн аль-Хаттаб успел назначить совет из шести человек, которым было необходимо выбрать халифа из своего числа. Совет сократил количество претендентов до двух и выбрал халифом Усмана ибн Аффана.
Усман продолжил вести завоевательные войны. В состав Халифата вошли Северная Африка, прибрежные районы Пиренейского полуострова и вся империя Сасанидов. При Усмане письменный текст Корана был собран в единую книгу.
В 656 г. Усмана ибн Аффана убили несогласные с его политикой повстанцы.
Новым халифом избрали Али ибн Абу Талиба. Вскоре он заменил ряд наместников своими доверенными лицами.
После убийства Усмана часть мусульман требовала наказать преступников. Для ведения переговоров халиф Али с войском и присягнувшими ему убийцами Усмана прибыл в Басру. Затем виновные в смерти Усмана спровоцировали военные действия, опасаясь, что переговоры приведут к их казни. Разыгравшееся сражение стало первым между мусульманами. В «Битве верблюда» победа досталась халифу Али.
Затем сирийский наместник халифа Муавия, бывший родственником Усмана, отказался присягать новому халифу, пока убийцы Усмана не понесут наказание. Битва в Сиффине, закончилась третейским судом и исходом части недовольных (хариджиты). Большая часть Халифата оказалась утрачена для Али.
Хариджиты стремились избавиться от «виновников» раскола общины мусульман – Али, Муавии и Амр ибн аль-Асы, но им удалось убить лишь Али в 661 году.
Захвативший власть Муавия после смерти завещал трон сыну Язиду и основал тем самым династию Омейядов, положив конец халифату праведных халифов.
Омейядский халифат
Омейядский (Дамаскский) халифат – исламское феодальное государство под властью халифов династии Омейядов со столицей в Дамаске.
Духовная и светская власть в руках халифа передавалась по наследству. Государственный язык – арабский. Валютой служили золотые динары и серебряные дирхемы.
Продолжавшиеся арабские завоевания распространили ислам на Средний и Ближний Восток, а позднее и в некоторые страны Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. В 711 году арабы начали завоевание Пиренейского полуострова, однако в 732 году потерпели поражение от франков под Пуатье и прекратили продвижение на север Европы.
Верховным собственником земли в халифате являлось государство. Оно распоряжалось завоеванными, конфискованными либо переходившими в собственность государства после смерти не имевшего наследников владельца землями. С землевладельцев взимались поземные налоги ушр и харадж.
В процессе централизации государства восстанавливалась почтовая служба, были созданы государственный архив и центральная казна. Поскольку покоренные народы массово переходили в ислам, государственные доходы резко уменьшились. В 700 году наместником Ирака Хаджаджом ибн Юсуфом был обнародован закон, по которому новообращенные мусульмане переставали освобождаться от уплаты джизьи. Такая политика вызвала волну антиомейядских восстаний. В результате одного из таких выступлений власть в халифате перешла к Аббасидам.
Аббасидский халифат
Аббасиды — вторая династия арабских халифов, правившая в 750-1258 гг., ведущая род от дяди пророка Мухаммеда Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба. Их столицей был город Багдад.
В первое время род Аббассидов был лоялен к правящей династии Омейядов. Однако позже они возглавили антиомейядское движение и захватили власть в государстве.
В IX-X веках багдадские халифы испытывали влияние Буидов, которые исповедовали шиитскую ветвь ислама. Халиф получал низкое жалование, не покрывавшее всех его расходов. В 991 г. бунтовщики, недовольные халифом ат-Таи, разграбили дворец. Буиды вынудили ат-Таи отречься в пользу Ахмада аль-Кадира. который смог в какой-то степени вернуть Халифату былой блеск.
До конца XI века Аббасиды находились под сильным влиянием империи тюрков-Сельджуков. Последнего Аббасида Аль-Мустасима монголы убили в 1258 году. Оставшихся в живых Аббасидов пригласил к себе мамлюкские султаны Сирии и Египта
Мамлюкский султанат
Мамлюкский султанат возник в 1250 году в результате свержения мамлюками династии Айюбидов в Каире и просуществовал до1517 года.
В 1261 году под его власть попали главные исламские святыни Мекка и Медина. Основанная в 1382 году представителем мамлюков Баркуком династия Бурджитов правила в султанате до покорения его Османской империей.
Османская империя
Османское государство возникло в 1299 году в северо-западной Анатолии, и после захвата Константинополя в 1453 году стало империей.
В 1517 году султан Селим I присоединил Египет и принял титул халифа правоверных, который османские султаны носили до 1924 года.
Пик могущества Османской империи пришелся на правление Сулеймана Великолепного, когда Османская империя стала самой могущественной страной мира. Это многонациональное государство лежало от южных границ Священной Римской империи и Речи Посполитой на севере до Йемена на юге, от Алжира на западе до Азербайджана на востоке.
Столица империи располагалась в Константинополе, через который Османская империя связывала Европу и страны Востока в течение 6 веков.
29 октября 1923 года провозглашалось создание Турецкой Республики, ставшей преемницей Османской империи. В марте следующего года был ликвидирован халифат, а его полномочия и обязанности перешли к Великому национальному собранию Турции.
Новая история
В конце XIX века в исламе существовали две тенденции:
- Консервативная;
- Модернистская.
Консерваторы хотели вернуть ислам в исходное состояние, вернуться к буквальному толкованию священных текстов и теократической власти, которую завещал пророк. Модернисты желали приближения отдельных положений ислама к современным реалиям.
К началу XX века большинство мусульманских стран были превращены в колонии или полуколонии европейских стран. Антиколониальная борьба привела к политизации ислама. Возник исламизм (политический ислам), который укрепил свои позиции в ходе иранской исламской революции 1978—1979 гг.