Римские дороги — это дорожно-транспортная сеть, созданная римлянами для осуществления быстрого передвижения войск, курьеров и торговых караванов.
Обычно это были прямые дороги между ключевыми населёнными пунктами, что дало возможность быстро перемещаться в необходимое место. Римские дороги связали города Италии, затем появились и на остальной территории Римской империи между политическими и экономическими центрами. Первоначально дороги строились в военных целях, но затем начали играть важную роль в экономическом развитии империи. В конечном итоге развитая дорожная сеть упростила завоевание римских земель варварами. После падения Рима дорогами пользовались по меньшей мере тысячелетие, а в некоторых случаях их используют до сих пор, хотя теперь уже покрыли асфальтобетоном.
История римских дорог
В середине V века до н.э. существовали нормы, регулирующие строительство и обслуживание дорог. Законы XII таблиц установили, что на прямом участке ширина дороги должна быть 2,45 м, на поворотах — 4,9 м. Собственники придорожных земельных участков должны были огородить дорогу, если не мостили камнем, в противном случае путешественники имели право ездить всюду.
В 390 году до н.э. в результате нашествия галлов под предводительством Бренна Рим подвергся разграблению. Только подоспевший вовремя полководец Марк Фурий Камилл смог спасти римлян от капитуляции. Дороги позволяли увеличить скорость передвижения армии и торговых караванов.
Первую мощёную дорогу построил в 312 году до н. э. Аппий Клавдий Цек между Капуей и Римом: она была названа по имени создателя Via Appia (Аппиева дорога). К концу существования Римской республики Апеннинский полуостров был покрыт сетью дорог. Каждая носила имя цензора, построившего ее. Также дороги могли получать названия по области или направлению, куда они проходили. Иногда дорогу переименовывали тогда, когда другой деятель её ремонтировал. Дороги мостились на территории городов или на подступах (за исключением вымощенной полностью Via Appia), а в основном были покрыты песком, гравием и щебнем из ближайших открытых карьеров.
С расширением Империи Рим начал строить дороги и на завоёванных землях. В период расцвета Империи протяжённость дорог составляла, по оценкам разных историков, 80-300 тысяч км. Купцы проявили интерес к этому удобному способу передвижения. В отличие от средиземноморских государств, которые в основном вели речную или морскую торговлю, римляне развивали сухопутные торговые маршруты. Это позволило им вести торговлю с жителями Европы, Африки и Азии, что говорит об экономической экспансии империи. С развитием торговли появилась специализация римских колоний в производстве тех или иных товаров (масла и вина производились на территории Иберийского полуострова, злаки в Нумидии, мясные продукты (соленья и копчения), керамические изделия — в Галлии).
С III века территории римской империи подвергаются постоянным набегам варваров, начавших свои движения в рамках Великого переселения народов. Вестготы, остготы, гунны и другие племена получили доступ к дорогам. По иронии судьбы, это облегчало продвижение варваров вглубь империи, как в ранее помогало римлянам завоевывать и удерживать соседние земли.
Мильные камни
Важным атрибутом римских дорог были мильные (или дистанционные) камни.
Дистанционный столб — это дорожный знак, который показывает расстояние до почтовых населённых пунктов в единицах измерения расстояния или в единицах измерения времени, и предназначен для расчёта времени, требующегося для проезда.
Для удобного ориентирования на местности римские инженеры через строго определенные промежутки расстояния воздвигали на обочинах vicinales и viae publicae мильные камни (miliarium). Они являли собой цилиндрические колонны высотой 1,5-4 м и диаметром 50-80 см. Колонны были поставлены на кубические основы, углубленные в землю на 60-80 см. Мильные камни весили более 2 тонн. В отличие от современных дорожных указателей эти столбы не стояли через каждую милю. На них были указаны расстояния до ближайших населенных пунктов.
На верхней части мильного камня (поскольку чаще всего путешественники ехали верхом на лошадях или сидели в повозках, им так было хорошо видно) размещались надписи: имя и титулы императора, указом которого строилась или ремонтировалась дорога, несколько слов о появлении камня (он поставлен после строительства или после ремонта дороги) и расстояние от точки до ближайших населенных пунктов, большого перекрестка или границы. Римляне исчисляли расстояния в милях. Римская миля равнялась 1000 двойных шагов и составляла 1,48 км. На некоторых дорогах указатели ставились позже, чем строилась дорога, поэтому и расстояния были указаны в других единицах.
В 20 году до н. э. Октавиан Август стал уполномоченным по делам римских дорог. Недалеко от храма Сатурна на римском форуме он установил Золотой миллиарий. Предполагалось, что римские дороги начинались от этого бронзового монумента. На нём перечислялись крупнейшие имперские города и расстояние до них.
Расставленные на римских дорогах мильные камни стали давними предшественниками почтовых столбов. На этих каменных столбах писались расстояния в милях.
Золотой мильный камень
Milliarium Aureum (Золотой мильный камень) — это колонна из позолоченной бронзы, стоявшая на римском форуме, римский аналог нулевого километра.
Колонну возвели по приказу императора Августа в 20 году до н. э. Прежде на ней были отмечены столицы провинций империи и расстояния до них. От этого камня начинались все дороги империи. До нашего времени частично сохранилось основание колонны.
Карты и итинерарии
Постепенно накопилось много данных (расстояния между городами, расположение мостов, препятствия на пути) и появились люди, которые осуществлялисоставление карт.
Римские картографы на картах изображали местность в искажённом виде, так как масштабирование и законы перспективы еще не применялись. Но римский путешественник мог найти на карте много информации о дорожных участках и остановках, о длине отрезков, о примечательных местах или препятствиях. Эти карты давали информацию, необходимую древним путешественникам.
В дороге жители империи не пользовались картами, хранившимися в библиотеках и не имевшими широкого хождения. Перед поездкой путешественник нуждался в информации — как добраться до пункта назначения, сколько это займёт времени. На помощь ему приходили итинерарии. Изначально это был список городов по маршруту следования. Постепенно справочники усложнялись — в них рисовали схематичные карты сети дорог, но картами они так и не стали, поскольку на них не указывали ландшафт.