Предпосылки появления Церкви Христовой
Появление и распространение христианства встретило сильное сопротивление со стороны существовавших в то время обществ. Однако в политической и религиозно-нравственной жизни этих обществ уже существовали условия к её успешному распространению.
Ко времени пришествия Христа Спасителя, все народы были соединены в одно государство и находились под властью римского народа – Рим был столицей Вселенной.
К побежденным народам римляне относились по праву победителей – забирали награбленные богатства, а пленных делали рабами. Перед появлением Христа Спасителя из республики Рим становится империей ещё более деспотичной. Не только покоренные народы, но и сам римский народ испытывает на себе деспотизм римских императоров.
С образованием империи происходит окончательное разделение между высшими и низшими классами.
Искупитель мира должен был явиться из Иудеи, которая не избежала участи других народов и утратила свою самостоятельность. В 37 г. до Рождества Христова царская власть в Иудее находилась в руках Ирода, прозванного Великим. Он расширил пределы Иудеи, восстановил разрушенные города, перестроил Иерусалимский храм. Однако был жестоким правителем, который ввел языческие обычаи и римские зрелища.
После смерти Ирода, в первые годы Рождества Христова в Иудее снова начались волнения, а управление Иудеей осуществляли дети Ирода. Половина Палестины была отдана Архелаю, с титулом народного князя. Вторую половину получили два других сына – Антипа и Филипп, не имевшие никакой реальной власти. Управляли всем римские прокураторы. Один из них – Квириний, обложил Иудею данью в пользу Рима.
Жители Иудеи, к пришествию Христа, жили и за пределами Палестины. Во время нападений жителей Иудеи брали в плен, поэтому в составе Римского государства не было страны, где отсутствовали бы евреи. Они занимались торговлей и накапливали богатства. Особенно много евреев было в Александрии и даже в Риме, куда они попадали как пленники.
Религиозно-нравственное состояние было плачевным, ни у одного народа, кроме евреев, не было истинного богопознания. Люди к этому времени забыли о Едином Истинном Боге, о котором сообщала первобытная религия, и создали свои религиозные системы. Вместо Единого Бога первобытной религии, у них появилось множество богов. Ко времени пришествия Христа эти религиозные системы перемешались между собой.
Народную религию критиковала философия, взгляды которой распространялись в народе и возбуждали недоверие к богам. Подорвав народные религии, философия не смогла дать ничего положительного взамен. Народ не знал философию и при отсутствии определенных верований, люди бросались в противоположную крайность, каким было суеверие.
С падением религии падала нравственность и расцветала распущенность нравов. Если говорить о религиозно-нравственном состоянии иудейского народа, то оно неизменно блюло веру, данную через Моисея. Однако в религиозном отношении и еврейский народ не избежал участи остального человечества. Евреи не потеряли веры в Единого Бога, но, главный догмат – учение об Искупителе, стали понимать неверно. Они ожидали прихода Мессии только для себя как избранного народа.
В последние годы перед Рождеством Христовым появилось всеобщее ожидание Мессии. С пришествием Христа и основанием Церкви Христовой для спасения людей и, видя в нем истинного Мессию, язычники и иудеи первые начали в неё вступать.
Распространение Церкви при святых апостолах
Свою Церковь Иисус Христос основал только из избранных лиц, а уже потом она должна была обнять все народы и распространиться по всему миру. Устройство Церкви и её распространение Господь возложил на своих ближайших учеников, апостолов, облекая их силою свыше. Наставляя апостолов перед своим вознесением на небо, он просил их ждать обещанного от Отца и не отлучаться из Иерусалима.
Выполняя наказ Господа, апостолы основали свое местопребывание в Иерусалиме и ожидали сошествия Святого Духа. В одно из собраний 120 верующих должны были избрать вместо падшего Иуды Искариота другого апостола. Петр предложил Иосифа Варсаву и Матфия. Жребий пал на Матфия и он стал 11-м апостолом.
В еврейский праздник Пятидесятницы на апостолов произошло сошествие Святого Духа, сила которого на первый раз проявилась в том, что они стали обладать способностью, говорить на разных языках.
Рисунок 1. Возникновение христианской церкви. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На праздник Пятидесятницы собралось множество народа, говорившего на разных языках, и апостолы обратились к ним с проповедью на их языке, чем вызвали большое удивление.
Апостол Петр обратился к собравшимся с воодушевленной речью и убеждал израильский народ твердо знать, что истинный Мессия есть распятый Иисус и надо покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получить дар Святого Духа.
С момента сошествия Святого Духа апостолы уже открыто проповедовали об Иисусе Христе. Святой Лука свидетельствовал, что ежедневно обратившиеся ко Христу, присоединялись к Церкви. Многочисленные обращения ко Христу происходили после исцеления апостолами больных.
Возразить апостолам не могли и члены синедриона, потому что все жители Иерусалима, и они сами видели чудеса исцеления, и опровергнуть это было невозможно. Синедрион запретил апостолам говорить от имени Иисуса Христа, но апостолов Петра и Иоанна это не устрашало, и они продолжали вести проповеди о Христе.
К Церкви Христовой ежедневно присоединялось всё больше и больше верующих, и даже многие священники обратились к Христу.
Распространение Церкви в Европе, Африке, Азии во II-III веках
Во многих районах Римской империи апостолы основали христианские общины, и распространение христианства стало делом самих общин и ближайших преемников апостолов. Среди них самыми известными являются:
- Климент – третий римский епископ,
- Игнатий Богоносец – епископ Актиохийский,
- Поликарп – епископ Смирнский и др.
Они готовили к проповеднической деятельности новых подвижников.
Непременными распространителями христианства, конечно, были предстоятели церквей. Устроенные апостолами и их преемниками христианские общины были организованы и могли сами распространять христианство.
Утвердившееся в больших городах христианство распространялось из них в малые города и села.
Христиане вели высоконравственный образ жизни, что привлекало язычников, Степенность христиан в обычной жизни, их терпение при встрече с неприятностями, способность оказывать бескорыстную помощь, располагала язычников к церкви.
Христианская церковь в III столетии распространилась в Римской империи и имела своих членов во всех классах общества.
Рисунок 2. Распространение христианства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отживающие язычники в некоторых районах преследовали христиан и убивали их, но им на смену приходили новые.
Из Римской империи христианство распространилось по самым дальним провинциям и проникало в другие страны. Христиане были уже в Малой Азии и в Южной Галлии.
Во второй половине II века христианские церкви были в Лионе и Вьене. В III веке христианство пришло в Галлию, откуда продвинулось к германцам.
Христианские церкви появились в Кёльне, Трире, Меце, а к концу III века они пришли в Британию.
На африканском континенте христианство распространилось в начале II века в Карфагене, Мавритании, Нумидии.
Христианской страной во II веке стала Испания, куда христианство пришло из Рима.
Христианство распространялось и среди тех стран и народов, кто не входил в состав Римской империи и не испытывал на себе её гнета.
Из пограничного города Эдессы, христианство отчасти проникло в Персию. О том, что оно распространилось в Мидии, Персии, Парфии, Бактрии, говорит еретик Вардесан во второй половине II века.
Кроме того, христианские учителя Александрийского училища для распространения христианства путешествовали в Индию, Ориген, в Аравию.