Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Историософия Гегеля

Понятие «историософия»

Определение 1

Историософия – философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса через раскрытие в нем первоначал бытия и метаисторического смысла.

Историософия отвечает на вопросы о том, куда идет мир, в чем заключается базовый конфликт исторического процесса. Данный термин ввел А. Чешковский в 1833 г для описания гегелевской концепции мировой истории как проявления мирового духа.

Историософия рассматривает мировоззренческие проблемы, которые не имеют однозначного решения, но являются важными для истории. Среди этих проблем – первопричина и целенаправленность истории, прогресс и регресс, универсальность и разветвленность, детерминизм и свобода воли.

В историософских построениях ведущее место уделяется тому историческому периоду, к которому принадлежит автор концепции.

Историософическое мышление зародилось в античности, развитие свое получило в христианской и исламской средневековой культуре, а в классических системах европейской философии достигло апогея.

Специалисты считают, что историософический тип мышления не существует в восточной культуре, поскольку она исходит из других принципов взаимоотношений мира и человека.

Во времена античности первой историософией была мифологическая концепция постепенного регресса исторических эпох.

На смену античности приходит христианская культура, которая впервые серьезно ставит вопрос о смысле истории. Первым, кто взялся за систематическую разработку христианской историософии, был Блаженный Августин.

Благодаря Августину на историю стали смотреть как на направленный, линейный процесс, который имеет свое начало и завершение.

Христианская историософия имеет свою схему, которая начинается от сотворения к падению, от завета, временного союза, к ожиданию Мессии – от явления Христа к последнему Судному дню.

«Историософия Гегеля» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Христианская историософия строится на следующих положениях:

  • история осмысливается с позиций одного фундаментального метаисторического принципа;
  • конфессиональная «избранность»;
  • стадиальное развитие.

Если рассматривать историософию Нового и Новейшего времени, то с некоторыми трансформациями основные принципы христианской историософии сохраняются во всех значительных системах философии. Изменения происходят в основном в категориальном аппарате и способе обоснования историософской концепции.

Компетентность историософского мышления проверяется «историческим разумом», а не личными интуициями философа и авторитетом Священного Писания. Под «историческим разумом» понимается единство познавательных и практических способностей человека.

Для историософии Нового времени характерной чертой является принцип европоцентризма, что является наследием принципа «избранности» христианской историософии. Логика Всемирной истории в соответствии с этим принципом выстраивается по образцу истории европейской цивилизации. Понятие «Всемирная история» базируется на идее единого начала и общих исторических законов для всего человечества.

На смену прежним историософским парадигмам, в конце XIX- начале XX века приходят модели «философия жизни», экзистенциализм, теория «цивилизационного подхода».

Философия Гегеля

Большой вклад в философию истории внес выдающийся немецкий философ Г. Гегель. Историографию он делит на три вида:

  1. первоначальная история,
  2. рефлективная история,
  3. философская история.

Гегель считает, что философия истории есть ни что иное, «как мыслящее рассмотрение её».

Строится философская система Гегеля на идеях Канта, у которого камнем преткновения был чистый разум, но Гегель формулирует свой основной философский принцип – тождество мышления и бытия. Это означает, что эмпирические знания встраиваются в структуру мышления и через методы познания природа открывает какую-то свою часть. По его мнению, любое свойство предмета само по себе противоречиво, если оно описывает характеристику реального целого. Это противоречие и есть критерий истины, а критерием заблуждения является отсутствие противоречий. Эту проблему равенства мышления и бытия он и пытается разрешить. Сознание человека в процессе развития проходит те же стадии, что проходило человечество за свою историю. Отсюда, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившейся истории или с точки зрения «абсолютного духа». В результате и будет достигнуто равенство мышления и бытия.

Индивидуальное сознание развивается от абстрактного к конкретному, т.е. через движение. Причем на каждом новом этапе этого движения воспроизводится, накопленный на предыдущем этапе, опыт, но уже более высокого уровня. На первом этапе сознание антагонистично человеческому «Я» и является созерцающим. На втором этапе сознание становится самосознанием, т.е. человек осознает сам себя как личность.Только на третьем этапе идет осознание духовности окружающего мира и себя как части этого мира.

Всё бытие и все его проявления Гегель стремился обобщить единым понятием «Абсолютная идея». Её развитие тоже происходит путем движения, а средством развития является природа, сотворенная Богом.

Философия Гегеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Философия Гегеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гегель смог обобщить важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона:

  1. закон перехода количества в качество;
  2. закон единства и борьбы противоположностей;
  3. закон отрицания отрицания.

Работы Гегеля повлияли и на развитие социологических наук. Он разработал концепцию гражданского общества, выделив две сферы – гражданскую и государственную. Философия, по его мнению, самая совершенная наука, задача которой заключается в изучении и раскрытии истории развития мирового разума.

«Философия истории» Гегеля

Гегелевская философия истории объясняет общественно-исторические процессы и его законы. Гегель делает попытку дать картину всемирной истории, а в водной части дает свою классификацию историографии.

В историографии он выделяет три ее разновидности и первоначальной историографией обозначает античный, описательный и бессистемный период. При этом он отвергает возможный источник исторических знаний, какими могли быть мифы, легенды, песни и др.

На ступень выше Гегель ставит рефлективный вид историографии, потому что изложение фактов и явлений имеют некую основу или позицию автора исторического описания, исходя из которой, Гегель выделяет духовную, прагматическую, критическую, обобщающую разновидность историографии.

Гегель считает, что история занимается тем, что было и есть, в то время как философия вызывает к жизни собственные мысли и не принимает в расчет то, что есть. Таким образом, он обосновывает понятие философской истории и её кажущуюся противоречивость.

Философия дает истории мысль о том, что разум господствует в мире, поэтому всемирно-исторический процесс совершается разумно.

Основополагающая предпосылка Гегеля заключается в том, что разум, считает он, господствует в мире вообще и в истории в частности. С его точки зрения, всемирная история не является простым нагромождением каких-либо событий, не является полем, на котором господствует случайность.

Всемирная история – это не произвол и хаотичное переплетение каких-то устремлений человека и его чувств и уж совсем не случайный круговорот общественных формаций.

Совершается всемирная история исключительно в духовной сфере, хотя и физическая природа тоже играет определенную роль, но, тем не менее, субстанциальным является дух и его развитие.

Говоря о природе духа, Гегель использует тоже диалектический метод. Он считает, что сущностью материи является тяжесть, а сущностью духа – свобода и все его свойства определяются именно свободой. Это значит, что и есть единственно истинный дух. Таким образом, история является процессом осознания свободы.

Свобода – есть понятие внутреннее, а средства её достижения являются чем-то внешним, обнаруживающимся в истории. Указывая на то, что главную роль в действиях человека играют потребности, интересы и страсти, он делает неутешительный вывод – в истории ничто и никогда не осуществлялось без интереса людей.

Рассматривая предмет философии истории, Гегель указывает на два момента – идею и человеческую страсть. Соединяя эти моменты, он определяет нравственную свободу в государстве.

Для развития и процветания народа нужна полная свобода духа. Реализация идеи свободы возможна только в сильном государстве. Государство существует само для себя, а ценность и духовная действительность человека существуют благодаря государству.

Своеобразный подход и объяснение исторического процесса Гегеля заключаются в сочетании им двух способов – телеологического (через цель) и каузального – через причины.

В первом случае философия истории отвечает на вопрос «зачем?», а во втором случае возникает вопрос «почему?» Говоря другими словами, история – это есть процесс познания Абсолютной Идеей себя. История завершается, когда Мировой разум познает себя, а отчуждение снимается.

Дата последнего обновления статьи: 03.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot