Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия культуры

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философия культуры
Содержание статьи
Определение 1

Философия культуры – это направление философии, которое занимается исследованием принципов и закономерностей развития культуры.

Становление и развитие философии культуры

Философия культуры является относительно молодым направлением философии, которое возникло только в 20 веке. Однако история ее формирования достаточно длинная. В ранних цивилизациях культура не была предметом для размышления философов, поскольку в высшем обществе понятие о культуре совпадало с религиозным культом, а в народном варианте - с бытовавшими традициями. Только греческие софисты подняли вопрос культуры общества. Они противопоставили мир человека и тех предметов, который он создает своим умом и руками, объективному миру природы. Этим, с одной стороны, наметилось разграничение естественнонаучного и гуманитарного знания, с другой стороны, начало формироваться понятие о культуре как особом типе реальности. Однако идеи об особенности культуры в древнегреческом обществе не нашли должного развития, поскольку господствовала идея природы как единственной всеохватывающей реальности.

В период Средних веков в философии культуры также не последовало изменений. Философия этого времени тесно сопряжена с религией. Несмотря на то, что учение о природе, мире, система образования была заимствована из античности, средневековые философы смогли парадоксально соединить утилитарное принятие духовных основ греческого мира и при этом размежеваться с ним. Культура стала восприниматься как «внешний» объект, представлявший соблазн для праведной души.

В эпоху европейского гуманизма происходит отделение культуры от религиозного культа, возрождается былой античный антропоцентризм, а сама культура достигает высокой степени автономии. Утверждается идея о культурном плюрализме. Однако даже в это время культура не становится самостоятельным объектом философии, поскольку все внимание сосредотачивается на природе, которая представляется как универсум явлений. Культура – это ее лишь копия, соответственно, необходимо изучать не копию (культуру), а сам оригинал (природу). Намечавшему прогрессу в философии культуры помешала реформация, которая изменила направление философской мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Изменение в философии наблюдается только в 18 веке. Этому способствовали следующие обстоятельства:

  • формирование принципа историзма в науке;
  • утверждение культурного релятивизма;
  • рост индивидуальности человека, что начало проявляться в творчестве;
  • повышение внимание к социальной истории;
  • развитие археологии, лингвистики, педагогики, востоковедения и других наук.

Эти причины создают основу для формирования нового представления о человеке, природе и культуре. Д. Вико создает свою теорию истории, которая представляет собой смену культурных циклов, на протяжении которых развивается самосознание и самопознание человечества. Руссо рассуждает о культуре человека как о свободном акте и способе творить свою сущность.

Большую роль в эмансипации культуры сыграли представители немецкой классической философии – Кант, Фихте, Гегель. Они построили развернутые модели культуры (например, «Феноменология духа» Гегеля). Влияние их идей и развитие понимания культуры в других философских направлениях, в художественной культуре и литературе означало переход от историософии к обсуждению явлений культуры.

Настоящий спектр вариантов культуры дает философия 20 века. Однако в это же время зарождается культурология, которую не всегда можно отличить от философии культуры. Создаваемые концепции философов достаточно разнообразны, среди них:

  • философия жизни Г. Зиммеля;
  • философия символических форм Э. Кассирера;
  • рациовитализм Х. Ортега-и-Гасета;
  • экзистенциальная концепция культуры М. Хайдеггера и К. Ясперса;
  • исторические теории культуры А. Тойнби и Й. Хейзинги;
  • социология культуры Вебера, Манхейма и др.
Замечание 1

Это только немногие имена тех, кто занялся проблемами культуры, человека и общества в данном контексте.

Предмет философии культуры

Несмотря на выделении философии культуры в самостоятельное научное направление, споры вокруг предмета данного философского направления не утихают. С точки зрения М.С. Кагана философии культуры должна осмыслить культуру во всей ее полноте, целостности и реальности, в ее строении, функционировании и развитии. В.М. Межуев считает, что философия культуры должна заниматься исследованием истории разных сменяющих друг друга теорий культуры. Как указывает Т.С. Лапина, «авторы пока слабо учитывают природу философии в целом, ими также недостаточно принимается во внимание ее расчлененность на исторически сложившиеся разделы… не делается должных выводов из характера признания рукотворности культуры, … поэтому общие принципы ее объяснения, если они приводятся, не увязываются с общими принципами ее производства».

С точки зрения Лапиной, философия культуры должна заниматься вопросами ее основания, т.е. искать то, чем культура детерминирована, откуда она берет свое начало, с чем связана, какими формами определяется, что она, в свою очередь, обусловливает. Как подчеркивает Гуревич, конкретным знанием о культуре должна заниматься культурология, философия занимается метафизическим постижением культуры.

Многообразие подходов к пониманию культуры

Сложности в определении предмета философии культуры проистекают и сложности самого явления. Культура представляет собой сложное фундаментальное понятие, определений которого насчитывается около 400 вариантов. При этом с попытке определить сущность культуры выделяют две ее основные стороны. Во-первых, культура выражает устойчивость, неизменность человеческого бытия, во-вторых, она изменчива, потому и существует множество подходов к ее определению.

Согласно философско-антропологическому подходу культура равна человеческой природе. Согласно Тейлору культура предстает как развитие человеческой цивилизации, при этом культура выводится из биологии человека. Исторический подход к культуре гласит, что в человече существует то, что его отличает от животных, средство и результат этого – культура. Гердер считал, что человечество движется от варварства к цивилизации через просвещение. Социологический подход к культуре предусматривает, что культура выступает фактором организации общества. Культурные ценности создают люди, но потом эти ценности сами влияют на общество и определяют его развития. Над человеком господствует то, что рождено им самим.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Алексей Анатольевич Шарыпов

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис