Древний Рим в историографии XIX— начала XX в. – это исследования означенного периода по истории античной древнеримской цивилизации, ставшей основой европейской цивилизации.
Историография Древнего Рима в первой половине XIX в.
Историческая наука в первой половине XIX в. развивалась под влиянием таких течений общественной мысли как классическая немецкая философия (в первую очередь, теория объективного идеализма Гегеля), английская политическая экономия (в частности, анализ капиталистической экономики Д. Рикардо) и французские социалистические концепции, получившие свое наиболее яркое проявление в трудах утопистов-социалистов Ш. Фурье и А. Сен-Симона.
Крупнейшим специалистом по истории Древнего Рима являлся немецкий ученый Бартольд Нибур, профессор университетов в Берлине и Бонне (1776—1831). Именно он создал историко-критический метод исследования, на котором основана вся современная историческая наука.
Нибур в своём труде «Римская история» выявил, что родовое устройство римского общества было исходной ячейкой развития древних римлян и иных народов, Рим возник в результате взаимодействия различных этнических элементов. Исследуя вопрос происхождения патрициев и плебеев он вывел теорию «первоначального гражданства патрициев», выявил роль царя Сервия Туллия в развитии раннего римского государства. Все эти положения были важными открытиями в истории древнего Рима в начале XIX в
В России в этот период одним из крупнейших исследователей древней античной истории и античного Рима был Т. Н. Грановский (1813—1855).
Он был сторонником историко-критического подхода Нибура и в своих научных трудах рассказывал в основном об общественных настроениях и политической истории Римской империи.
Важным этапом в развитии исторической науки стала разработка принципа исторического материализма К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основным понятием исторического материализма стало понятие общественно-экономической формации, которая определялась имеющимся способом производства, единством и противоборством производительных сил, от соотношения которых и зависело состояние политической системы и идеология общества.
Римскую историю К. Маркс и Ф. Энгельс понимали как стадию развития рабовладельческой общественно-экономической формации, которая определялась рабовладельческим способом производства.
Согласно анализу К. Маркса и Ф. Энгельса период рабовладельческого строя в истории Древнего Рима занял период с середины VI в. до н. э., когда было создано законодательство Сервия Туллия, и до падение Западной Римской империи в 476 г.
Исследование римской истории во второй половине XIX — начале XX в.
Историческая наука в Европе продолжает свое развитие, что связано с повышением образования в обществе, поиском и анализом новых письменных источников, касающихся истории Древнего Рима.
В области историографии античности и Древнего Рима занимали специалисты из Германской империи, которая стала единым государством и переживала подъём культуры и экономики.
Наибольшее значение для исследования римского прошлого имела научная деятельность Теодора Моммзена (1817-1903). Им были опубликованы 15 томов «Корпуса римских надписей». Также под руководством немецкого ученого издавались и юридические памятники прошлого, такие как «Corpus juris civilis», Кодекс Феодосия и др.
Самым известным и знаменитым произведением Т. Моммзена стал его труд под неоригинальным названием «Римская история». Первые три тома вышли в период с 1854 по 1856, а пятый том лишь в 1885 г. А вот четвертого тома публика не дождалась.
Труд Моммзена написан отличным литературным языком и представляет собой политическую историю Рима, на основе известных тогда знаний, от времен первых царей до гибели Цезаря. Согласно Моммзену римлянам, было предначертано стать создателями огромной империи, сделавшей Средиземное море своим внутренним бассейном, озером. Моммзен в своей работе преувеличивает роль личности в истории, якобы способной менять ход исторических событий.
Идеальным правителем Рима Моммзен считал Гая Юлия Цезаря, который создал т.н. демократическую монархию, ставшую в будущем основой Римской империи. Восхваление монархических идей было связано с политическими симпатиями самого автора и стоявших за ним кругов немецкой буржуазии, которая была заинтересована в объединении Германии под властью Пруссии.
Во Франции ведущими специалистами по римской истории были Фюстель де Куланж и А. Валлон.
А. Валлон (1812-1904) в своём самом крупном исследовании «История рабства в античности» дал полную сводку материалов о рабстве в античную эпоху.
Согласно его выводам античная цивилизация была рабовладельческой, что и привело к упадку и разрушению всей античной греко-римской культуры.
Фюстель де Куланж (1830—1889) был автором известного очерка «Античная гражданская община» вышедшего в 1864 г. Он один из первых обратился к специальному анализу античного полиса и гражданской общины того времени, основанной по мнению специалиста на религиозных установках. Важной для исторической науки того времени стала трактовка специалистом перехода от античности к средневековью.
Эта трактовка в историографии получила название теория континуитета, которая заключается в отрицании резкого разрыва между античностью и средними веками и поступательным, медленным превращением античных норм в средневековые порядки и нравы.
В конце XIX — начале XX в. в европейской исторической науке специалисты стали обращать более пристальное внимание на социально-экономическую историю, чем авторы XIX века.
В европейской исторической науке появляется несколько теорий, которые касаются особенностей социально-экономического развития мира в античный период.
Так, Эд. Мейер, являвшийся одним из крупнейших историков Германии, разработал циклическую и модернизаторскую концепцию, согласно которой история человечества развивается циклически, по замкнутым кругам. К таким циклам Эд. Майер отнес первобытное общество, средние века, капитализм, который вновь превращается в первобытное состояние, и всё повторяется заново. При этом высший этап развития Римского государства Эд. Мейер соотносил с капиталистическим этапом развития. Этой концепции были посвящены его работы «Экономическое развитие древнего мира», «Рабство в древности», вышедшие в 1895 и 1898 г. соответственно.
В тоже время ученый К. Бюхер предложил иную теорию, названную теорией стадий прогрессивного экономического развития. Согласно его представлениям вся древность входила в особую ойкосную стадию развития, характерную натуральным замкнутым хозяйством не имеющей ничего схожего с капитализмом.
Интерес к социальным отношениям в Древнем Риме и модернистские концепции привели к появлению в работах Р. Пельмана («История античного коммунизма и социализма», т. I—II, 1893—1901) идеи о наличии в античной Греции и Риме социалистических и коммунистических учений.