Классическая Греция (V—IV века до н. э.) — это период наивысшего расцвета древнегреческого полисного устройства.
Общество классической Греции V–IV веков до нашей эры делилось на три класса:
- рабовладельцы:
- свободные мелкие производители, не использовавшие в своем хозяйстве рабский труд;
- рабы (в некоторых случаях подневольные работники рабского типа).
Похожая схема трехчленного общественного разделения в целом традиционна для древних цивилизаций, однако в Греции периода расцвета она имела некоторые характерные особенности, которые находились в зависимости от конкретного типа полисных структур.
Рабство в классической Греции
Рабство - это особенная система общественных взаимоотношений, допускающая нахождение человека в собственности у другого человека или государства.
В классическую эпоху контингент греческих рабов преимущественно состоял из людей, имевших негреческое происхождение. После того, как в большинстве греческих полисов на законодательном уровне было запрещено закабаление сограждан главным источником рабов стали войны – порабощение военнопленных и мирных жителей, захваченных в ходе военных столкновений. Число рабов также росло за счет продажи в рабство соплеменников представителями аристократии периферии греческого мира. Еще одним источником рабства было «самовоспроизводство» – рождение рабынями детей. Рожденные дома рабы стоили больше, чем агрессивные и стремящиеся к освобождению и побегу на родину рабы, плененные на войне. Также рабский контингент пополнялся за счет похищения детей и пиратства. Порабощали и осужденных по суду преступников, но ведущим, основным источником рабства в любом случае оставалось порабощение военнопленных.
Таким образом, масса рабов не была однородной ни по происхождению, ни по положению. Рабы имели отличные друг от друга интересы, были разобщены, находились под постоянным строгим присмотром. Возможностями к объединению для выражения солидарного протеста они не обладали. Поэтому в Греции не были известны крупные и организованные выступления рабов против господ. В ряде отсталых аграрных греческих полисов, например, в Спарте, роль рабов выполняли так называемые подневольные работники рабского типа – илоты.
Класс землевладельцев в классической Греции
Класс греческих рабовладельцев состоял из нескольких фракций. Прежде всего, к ним относились представители старых аристократических родов, потерявшие многие из своих привилегий в результате продолжительной борьбы за свои права демоса, а также те рабовладельцы, чьи экономические интересы так или иначе были связаны с торговлей и ремеслом. Последнюю группу составляли граждане и неграждане полиса (например, афинские метеки).
Метеки – это лично свободные люди, переселившиеся в какой-либо греческий полис из другой местности.
Метеки не обладали гражданскими правами в полисе, принявшем их на поселение. У не имевших прав собственности на землю метеков была возможность лишь заниматься ремеслом, или торговлей, или арендовать земельные участки. За право проживания в полисе они обязаны были выплачивать властям особый налог. Со временем, особенно к IV веку до нашей эры, некоторые метеки станут очень богатыми людьми.
В периоды обострения в греческих полисах внутриполитической борьбы некоторые группы метеков могли добиться получения гражданских прав. В порядке исключения Народное собрание могло даровать отдельным метекам права гражданства за большие заслуги перед полисом или, например, за финансовую помощь государству.
Для восстановления общественной «справедливости» власти полиса облагали состоятельных граждан повинности – литургиями. Самой распространенной литургией была триерархия: богатый афинянин за свой счет должен был оснастить военный корабль. Такая повинность, как гимнасиархия обязывала гражданина организовать спортивные состязания или устроить помещения для занятий спортом. Хорегия подразумевала набор и подготовку гражданином хора и актеров для представлений во время праздников. Таким способом государство перекладывало часть расходов на частных лиц, что являлось необходимым, так как граждане не выплачивали регулярных налогов, только в экстренных ситуациях взималась эйсфора.
Эйсфора – это разовый чрезвычайный налог в Древней Греции.
Свободные мелкие производители в классической Греции
Еще одну группу общества классической Греции – свободные мелкие производители – также составляли несколько фракций. Первая из них, крестьяне, обрабатывали собственные земельные участки без использования рабского труда, другой были крестьяне-арендаторы. В еще одну группу входили торговцы или мелкие ремесленники, являвшиеся гражданами полиса. Занимавшиеся аналогичным трудом свободные люди, не входившие в гражданский коллектив полиса, составляли еще одну группу свободных мелких производителей. В экономическом и социальном плане положение крестьян-собственников было более устойчивое, чем граждан-арендаторов, торговцев и граждан-ремесленников. Самым незавидным было положение являвшихся свободными мелкими производителями неграждан. Они исключались из политической жизни государства, не обладали правами на вывод в колонии. За саму возможность проживать на территории полиса они выплачивали налоги в пользу гражданской общины.
В эпоху кризиса полисной системы IV века до нашей эры в торгово-ремесленных полисах появилась прослойка граждан, утративших связи с землей и производством, обедневших, лишившихся имущества и земли, но по-прежнему располагавших всем набором гражданских прав. Эта беспокойная масса деклассированных элементов была, как правило, крайне активна в политической жизни. Полисные власти именно от них ожидали выступлений, ведущих к политической нестабильности. Поэтому власти полисов осуществляли некоторые меры по оказанию экономической и социальной поддержки этой части гражданского населения, потерявшей интерес к трудовой деятельности и живущей за счет подачек от полиса.