Разложение родового строя, формирование классового общества и создание римской государственности в VI веке до н.э. были ускорены этрусским завоеванием. В результате в Риме сформировался монархический режим, подобный раннегреческим тираниям, который в 510 году до н. э. был сменен Ранней республикой.
Государственный строй
Римляне свою общину называли словом «цивитас».
Цивитас - это совокупность полноправных граждан, объединенных в гражданскую общину.
Верховная власть в общине принадлежала «римскому народу» – привилегированной совокупности граждан, пользовавшихся полнотой прав. Ко времени завершения борьбы патрициев и плебеев, то есть к началу III века до н.э., определенно оформились все органы власти Римской республики:
- народное собрание;
- сенат;
- разветвленная сеть магистратур – органов исполнительной власти.
Народное собрание
Высшим государственным органом в республиканском Риме считалось народное собрание. Именно оно обладало правом принимать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, избирать магистратов. Также народное собрание являлось высшей судебной инстанцией.
В Риме существовали три вида народных собраний (комиций). Еще до реформ Сервия Туллия были куриатные комиции. Царь Сервий Туллий ввел центуриатные комиции, ставшие собраниями вооруженного народа. Вскоре куриатные комиции оказались оттеснены на второй план. Центуриатные комиции созывались консулами на Марсовом поле за пределами городской черты Рима. На них избирали консулов, преторов и цензоров. Цензовый принцип голосования был причиной недовольства сторонников демократизации государственной системы. В 241 году до н.э. была осуществлена реформа центуриатных комиций. С этого времени каждый имущественный класс выставлял по 70 центурий (теперь все классы обладали равным количеством голосов). К ним добавились 18 центурий всадников, 4 центурии – ремесленников и 1центурия пролетариев, всего вместо прежних 193 теперь стало 373 центурии.
В результате борьбы плебеев и патрициев важнейшее значение получили трибутные комиции – собрания плебеев по трибам. Во II веке до н.э. они уже являлись основным видом народных собраний. С самого начала они отличались демократическим характером; каждая триба из 35 обладала одним голосом. Трибутные комиции избирали плебейских трибунов, эдилов и квесторов. У комиций не было права законодательной инициативы: предварительно прошедшие обсуждение в сенате законопроекты на обсуждение вносились магистратами.
Существование трех видов народных собраний, обладавших различными, но при этом недостаточно разграниченными полномочиями, исключало по-настоящему эффективное воздействие народных масс на принятие каких-либо политических решений. Вдобавок к этому комиции не обладали правом законодательной инициативы: они лишь соглашались или отвергали предложения магистратов. В таких условиях огромная роль принадлежала сенату.
Сенат
Сенат состоял из 300 членов и в силу авторитета играл в римской государственной системе исключительно важную роль. Он осуществлял правительственные функции. Любой закон предварительно проходил обсуждение в сенате, а после принятия его в комициях вступал в силу после одобрения сенатом (до 287 года до н. э.). Именно сенат руководил внешней политикой Рима и распоряжался финансами государства. Магистраты отчитывались перед Сенатом, а по истечении своих полномочий зачислялись в сенат (с IV века до н. э.). Цензоры вели список сенаторов, который возглавлял princeps senatus.
Princeps senatus - это самый уважаемый сенатор, который высказывался первым в ходе прений.
Первыми в списке значились имена цензоров, затем в нем шли имена консуляров, преторов и т.д. Созывать заседание сената могли исключительно высшие магистраты: консулы и преторы, а также диктатор.
Магистраты
Исполнительная власть сосредотачивалась в руках магистратов.
Магистраты – это выборные должностные лица.
Почти все магистраты избирались комициями. Отправление должностей не оплачивалось, однако считалось почетным делом. Магистраты обычно избирались на год и были должны принимать согласованные решения. Были две группе магистратур:
- обычные (ординарные);
- чрезвычайные (экстраординарные).
Высшей исполнительной властью из ординарных магистратур обладали два консула, причем они имели одинаковые полномочия. Им вручались высшие военная и гражданская власть. Следующими по значению были преторы. Два претора занимались охраной порядка в Риме и вели судебные дела. Один разрешал конфликты, связанные с гражданами, другой разбирал споры среди неграждан. Большим почетом пользовалась должность цензоров. Два цензора вели перепись граждан, определяя их имущественный разряд, составляли списки сенаторов, а также следили за общественной нравственностью.
Должность защищавших интересы плебса народных трибунов предусматривала право, которого не было у всех других магистратов, – право «вето», то есть запрета распоряжений остальных должностных лиц, сената и комиций. Эта должность была коллегиальной. Народные трибуны не обладали властью за чертой городских стен. Личность народных трибунов была неприкосновенной. К низшим ординарным магистратурам относились должности квесторов и эдилов. Квесторы ведали архивами, городской казной и т.д. Эдилы следили за городским порядком, благоустройством и снабжением поселения.
К чрезвычайным (экстраординарным) магистратурам относилась должность диктатора. Диктатора назначал сенат в исключительных случаях сроком на шесть месяцев для решения строго определенных чрезвычайных задач и располагал полнотой власти. Решения диктатора никто не мог отменить.
Таким образом, в управлении Римской республикой, несмотря на наличие демократических тенденций в развитии структуры комиций, решающую роль играли сенат и магистраты, а сама республики имела выраженный аристократический характер.