Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Геродот - отец истории

Определение 1

Геродот Галикарнасский (около 484 г. до н.э. — около 425 г. до н.э.) — это древнегреческий историк, автор первого сохранившегося трактата «История», в котором описаны греко-персидские войны и обычаи современных ему народов. Труд Геродота имел большое значение для античной культуры.

Работы Геродота — важные источники по истории Великой Скифии, десятков античных народов, проживавших на территории России, Украины и Казахстана.

Биография Геродота

Дошедшая до нас биография Геродота основывается на двух источниках: текстах самого Геродота и поздней византийской энциклопедии «Суда». Отдельные данные источников противоречат друг другу, но в целом биография Геродота сводится к следующему.

Геродот родился в Галикарнасе во влиятельной семье Ликса в 484 году до н.э. В юности Геродот входил в партию, боровшуюся против тирана Лигдамида, подвергся изгнанию, жил на острове Самосе, а затем отправился в длительное путешествие. Он объехал Ассирию, Вавилон, Малую Азию, Египет, Северное Причерноморье, Геллеспонт, Балканский полуостров от Македонии до Пелопоннеса. В 446 году до н.э. он начал жить в Афинах, где вошел в круг Перикла; к тому времени была написана значительная часть «Истории», поскольку нам известно, что отрывки из неё Геродот читал афинянам. В 444 году до н.э. Геродот участвовал в основании колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного Сибариса. Геродот скончался в 425 году до н. э.

«История»

Определение 2

«История» — это книга историка Геродота, первое сохранившееся историческое и прозаическое произведение европейской литературы.

Труд Геродота не является историческим исследованием в современном смысле слова, это — повествование человека одарённого, любознательного, начитанного, общительного, много видевшего и слышавшего. К его свойствам относилась скромность верующего в богов эллина, тронутого скептицизмом, но не в полной степени разборчивого в полученных сведениях. Одновременно Геродот не только историк; части его сочинения — энциклопедия эпохи: тут и этнографические, и географические сведения, и литературные, и естественно-исторические. Тем не менее по всей справедливости Геродот именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые делится его сочинение, вторая половина является последовательным историческим рассказом о греко-персидских войнах, заканчивающимся на известии о взятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

«Геродот - отец истории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В первой половине помещены рассказы о возвышении Персидского царства, об Ассирии, Вавилонии, Скифии, Египте, Ливии и других странах. Единство изложения достигается тем, что историк имеет целью проследить борьбу между эллинами и варварами. Эта не покидающая автора мысль о главной задаче не помешала вводить в рамки повествования все, казавшееся ему поучительным или интересным. Геродоту в значительной мере присуща историческая критика, часто субъективная, наивно-рационалистическая, но решительно вводящая новое начало в историографию.

Замечание 1

Хотя основным сюжетом «Истории» является история греко-персидских войн, автор одновременно создаёт в ней энциклопедию географических, этнографических, естественно-исторических и литературных сведений.

Первостепенный по важности труд дошёл во множестве списков X—XV вв. на греческом языке и впервые был опубликован Лоренцо Валлой в конце XV века н.э.

Древнейшие рукописи X—XI веков известны по stirps Florentina. Рукописи XIV века известны по stirps Romana. Вывезенные после взятия турками Константинополя в Западную Европу, эти рукописи в настоящее время хранятся в библиотеках Флоренции, Рима, Мадрида, Милана, Оксфорда, Парижа, Гейдельберга, Кембриджа и других городов. Число их значительно; в капитальном издании Г. Штейна (1869—1881) учтены 46 рукописей.

В начале XX века обнаружены папирусные отрывки сочинения Геродота, относящиеся к I—III векам н.э.

Одной из проблем, стоящей перед исследователями, изучающими наследие греческого автора, ставится вопрос о задачах, поставленных при написании труда в целом и отдельных Логосов в частности. Некоторые историки (Э.Д. Фролов) полагают, что Геродот работал по строгому плану, указывая на наличие «главной темы, сводящейся к росту персидского могущества и развитию греко-персидского конфликта».

Такой выдающийся антиковед, как С.Я. Лурье, убеждён, что первоначально труд Геродота являл собой лишь этнографическое и географическое описание земель, в которых он побывал, и лишь затем оформился в цельное произведение. Основанием для этого предположения служит обстоятельство, что Геродот придавал самостоятельное значение частям труда, обладающим тематическим единством. Он ссылается на отдельные логосы: скифский, египетский и т. п., которые были написаны до создания универсального труда. Именно поэтому, по мнению Лурье, главной задачей Геродота, кроме описания греко-персидских войн, было «дать отчёт о путешествии с указанием главнейших и величайших сооружений греков и варваров». В частности, Геродот уделил Египту больше внимания, чем прочим странам.

Одним интересом к «достопримечательностям» трудно объяснить историзм, свойственный Геродоту: попытку дать хронологически стройную и правдоподобную версию событий. Правда, по замечанию Лурье, Геродот не всегда видел границу между сказочным материалом и историческим фактом ближайшего времени. Руководствуясь рассудком, он пытался выбрать самую правдоподобную версию. В основу такого подхода к истории легли представления о любом, самом фантастическом мифе как искаженной исторической правде и традиция критического отношения к источнику на основе личного опыта, ведущая к домыслам и искажениям при попытке интерпретации недавних событий.

То же касается попытки Геродота выстроить хронологию событий: в основном опираясь на устную традицию, он не располагал достоверными данными — особенно о событиях глубокой древности. Поэтому описание Геродота расходится в значительной мере с данными памятников.

Однако, несмотря на все недостатки (фольклорные и мифологические элементы, излишнее доверие к источникам, отсутствие точной хронологии, объяснение фактов воздействием иррациональных сил), из-за объёма и характера материала «История» остаётся важнейшим источником истории Ойкумены VI—V вв. до н.э.

Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot