Положение в немецкой деревне
Немецкая деревня оставалось местом постоянной напряжённости долгое время. Даже небольшие улучшения крестьянской жизни требовали упорной борьбы. Вместо локальных войн XIII века крестьяне поднимаются за свои права по всей территории страны. Наиболее активно выступают свободные крестьяне.
В XIV веке происходит усиление феодального гнёта. Рост товарно-денежных отношений вынуждает сеньоров улучшать своё материальное положение за счёт самого бесправного слоя. Феодалы увеличивали барщину, законными и законными путями сокращали крестьянские наделы и превращали малоземельных крестьян в крепостных. Развитие овцеводство стимулировали захват сеньорами общинных земель под пастбища или посевы технических культур.
Начавшееся расслоение крестьянство было на руку зажиточным селянам. Так они могли расширить наделы и начать эксплуатацию односельчан. Основная масса сельского населения разорялась и испытывала ненависть к ростовщикам и разбогатевшим соседям.
Выступления крестьян в XIV веке
Первое крупное выступление крестьян относится к 1336-1339 годам. Началось оно на юго-западе Германии, охватило поселения на Рейне и достигло пика в Эльзасе. Крестьянское волнение развивалось стихийно. Название движение армледеров получило от разновидности оборонительного снаряжения немецких крестьян. Армледеры - это кожаные наручи.
Причина выступления: большой процент, который требовали ростовщики за предоставленные ссуды. В ходе развития движение приобрело формы строгой организации и смогло идеологически обосновать обоснованность своих требований. В результате бунт против ростовщиков перерос в антифеодальное выступление против городского патрициата, духовных и светских сеньоров.
Выступления крестьян в XV веке
В XV веке изменяются формы крестьянского протеста. Массовые выступления крестьян превращаются в повседневный факт политической жизни Германии. Особенной активностью выделяются земли западнее Эльбы. В 1439-1445 годах немецкие крестьяне поднялись против захватчиков арманьяков.
Арманьяки – отряды наёмников из Франции, вторгшиеся в Германию во время Столетней войны.
Чужестранцы грабили местное население. В ответ крестьяне объединялись в небольшие отряды по тридцать-сорок человек и совершали набеги на отряды арманьяков. Неожиданные вылазки, нападение из засады держали в страхе 50-тысяную армию захватчиков. Войско было доведено до голода, дезорганизовано и вынуждено покинуть страну.
Крестьяне в войне против арманьяков впервые использовали общий элемент. Им стал башмак – обычная крестьянская обувь на длинных шнурках. Постепенно башмак превращается в символ крестьянской борьбы. Этот знак использовали в большинстве княжеств Германии и даже в Швейцарии. Крестьяне надеялись найти союзников среди городской бедноты.
В 1476 году началась крестьянская война под руководством Ганса Бехайма. Этот народный проповедник жил в деревне Нмкласхаузен ( область Франкония). Он критиковал духовенство за пристрастие к земным благам и предлагал их уничтожить. Проповедник призывал у равенству всех людей. на призыв Ганса откликнулись многочисленные паломники из Эльзаса и Баварии, его поддержали жители Франконии. Вскоре Бехайм был схвачен и сожжён на костре как еретик. Восстание было подавлено. Но идеи остались и переросли в Реформацию.
В конце XV века под символом башмака появляются первые организации заговорщиков. Они занимаются подготовкой боевых отрядов. Первая из известных это организация Иоса Фрица, созданная в 1502 году.