Католическая церковь — это крупнейшая в мире христианская церковь, насчитывающая 1,34 миллиарда последователей.
Она представляет собой одну из самых старых религиозных институций в мире и продолжает играть важнейшую роль в развитии западной цивилизации. Отличается централизацией и большим числом приверженцев. Католическая церковь латинского обряда, вместе с 23 восточнокатолическими церквями составляют Католическую церковь, обладающей полнотой всех средств спасения.
Термин «Римско-католическая церковь» в русском языке обычно используется в качестве синонима понятия «Католическая церковь», хотя соответствующие термины различаются в некоторых языках. Восточнокатолические церкви термин Римско-католическая церковь используют в узком смысле, называя так только Латинскую церковь.
Католическая церковь во внутренних документах в качестве самоназвания применяет термин «Церковь» либо «вселенская Церковь». Церковь определяет себя 4 существенными свойствами:
- кафоличностью,
- единством,
- апостоличностью,
- святостью.
Главные положения католического вероучения изложены в Никео-Цареградском, Апостольском и Афанасьевском символах веры, в канонах и декретах Тридентского, Ферраро-Флорентийского и Первого Ватиканского соборов. «Катехизис Католической церкви» излагает обобщенную доктрину.
Церковь в VII-X веках
В VII-IX веках усиливается миссионерская деятельность, в которой большая роль принадлежала монахам из Ирландии, в эту эпоху бывшей одним из центров европейского христианства и Англии. Деятельность святых Виллиброрда, Бонифация, Аманда, Виллигиза, Виллибальда, Ансгара, Руперта и прочих привела к христианизации территории современных Австрии, Дании, Германии, Нидерландов. В позднее время миссионерская деятельность перемещается в Скандинавию и Восточную Европу: Герард Венгерский прославился в качестве «апостола венгров»; Бруно Кверфуртский и Адальберт Пражский погибли во время проповедей христианства пруссам. Адальберт Магдебургский стал первым епископом, прибывшим по приглашению Ольги в Киевскую Русь, однако его миссия не имела успеха. Деятельность Кирилла и Мефодия, которые пользовались поддержкой пап Адриана II и Иоанна VIII, имела определяющее значение в христианизации европейских славянских народов.
В середине VIII века образовалось Папское государство. Перед угрозой нападения лангобардов Стефан II, не надеясь на поддержку Византии, обратился к франкскому королю за помощью. В 756 году тот передал Папе Равеннский экзархат. При Карле Великом при поддержке папского престола произошло восстановление Западной империи. В эпоху восстановления империи и создания Папского государства произошло первое средневековое возрождение культуры, позже названное Каролингским возрождением.
В IX веке между Востоком и Западом произошел первый раскол – Фотиева схизма, связанная со смещением патриарха константинопольского Игнатия и назначением Фотия и поддержкой Рима Игнатию.
Последовавшие нападения норманнов, венгров и сарацинов породили в Западной Европе хаос, мешавший упрочению власти папства: сеньоры и короли провели секуляризацию имущества церкви и начали претендовать на назначение епископов. Короновав в 962 году Оттона I как императора Священной Римской империи, папа Иоанн XII стремился найти надежного покровителя; его расчеты, однако, не оправдались.
От Великого раскола до Реформации
В 1054 году произошел окончательный раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся первый собор без восточных патриархатов — IX Вселенский (Первый Латеранский собор), соборы с тех пор проводились регулярно. C XI века начались крестовые походы с целью к отвоевать Святую землю, еще в VII веке захваченную арабами. Первый крестовый поход по призыву Урбана II был организован в 1095 году и привел к образованию ближневосточных государств крестоносцев, существовавших до конца XIII века. В период первых крестовых походов возникали духовно-рыцарские ордена для помощи паломникам и защиты святых мест.
В XI веке папство начало борьбу за право инвеституры; успех борьбы во многом был обусловлен тем, что она шла под популярными у церковных низов лозунгами искоренения симонии. Реформы начались в 1049 году по инициативе Льва IX и продолжались его преемниками, среди которых выделялся Григорий VII, при котором могущество папства достигло зенита. Николай II в 1059 году воспользовался малолетством Генриха IV, учредив Священную Коллегию кардиналов, которая отныне обладала правом избрания Папы. В 1074-1075 годах император утратил право епископской инвеституры, что подрывало власть императора и целостность Империи в целом. Противоборство Генриха IV и папства вступило в решающую фазу в начале 1076 года, когда собрание епископов в Вормсе объявило низложенным Григория VII. Затем Григорий VII отлучил от Церкви Генриха IV, принудив его к акту, ставшему известным как хождение в Каноссу.
XI-XII века ознаменованы существенными изменениями в монашеской жизни. Движение за возврат монашеству идеалов строгости и бедности привело к созданию орденов со строгим уставом —цистерцианцев, картезианцев, камальдулов. Клюнийское движение, названное по аббатству Клюни во Франции, провело реформу монашеской жизни.
Иннокентий III в начале XIII века организовывал 4-й крестовый поход. Крестоносцы в 1202 году захватили западнохристианский город Зара, а в 1204 году — Константинополь, где папство учредило Латинскую империю (1204-1261). Насаждение латинства сделало раскол 1054 года необратимым и окончательным.
В XIII веке Католической церковью было основано множество монашеских орденов, названых нищенствующими —доминиканцы, францисканцы, августинцы. Доминиканский орден играл значимую роль в борьбе церкви с еретическими движениями — вальденсами и катарами (их называли альбигойцами). При понтификате Иннокентия III для борьбы с еретическими движениями создавался церковный суд — инквизиция, который расследовал дела, связанные с обвинениями в ереси.
Доминиканцы и францисканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для ранних орденов. Впервые при орденах создавались общины мирян-терциариев.
XIII век связан с деятельностью философа Фомы Аквинского, основателя томизма, создавшего учение на основе синтеза философии Аристотеля с августинизмом. К той же эпохе относится деятельность ученых и философов Иоанна Дунса Скотта, Альберта Великого и Бонавентуры, бывших монахами нищенствующих орденов. Католическая церковь играла важную роль в развитии богословия и схоластической философии, появлении университетов.