Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философия истории Аврелия Августина

Определение 1

Аврелий Августин (354 — 430) — это христианский философ и богослов, влиятельный проповедник, с 395 года епископ Гиппонский, один из Отцов христианской церкви.

Часть сведений о философе восходит к автобиографической «Исповеди». Его самый известный философский и теологический труд — «О граде Божием».

История человечества

Августин делит историю на три этапа:

  • 1 — до появления твари;
  • 2 — от сотворения твари до Страшного суда;
  • 3 — от Страшного суда до Града Божьего и вечных мучений грешников.

Таким образом, по Августину, история человечества развивается не циклами, а по прямой, и созданный Богом мир есть первый и единственный.

«Земную» историю можно разделить на три периода:

  • от сотворения человека до потопа;
  • от Ноя до Христа;
  • от Христа до Страшного суда.

Цель истории

Определение 2

«О Граде Божьем» – основной труд Аврелия Августина, в котором он изложил концепцию философии истории.

На протяжении истории существуют жители и того, и другого Градов. У ангелов также два общества: оставшихся верными Богу и павших. Человек изначально имел чистую природу, но своим грехом испортил ее и в наказанье получил две смерти — физическую и духовную, поэтому уже в первом поколении появилось разделение. Каин был жителем Земного Града и родоначальником первого племени, которое было уничтожено потопом из-за грехов.

После потопа ключевым моментом остается разделение людей на народы в ходе вавилонского столпотворения. Августин далее говорит, что народ — это «собрание разумной толпы, объединенное общением вещей, которые любит». Чтобы судить народ, необходимо понять, что он любит. Есть народ божий — израильский. С этого у Августина появляется деление истории — изложенная в библии история народа божьего, и история Града Земного – остальных народов. Однако рассматривая обычаи и правила, нельзя по меркам одного народа судить о праведности тех или иных обычаев. Это не потому, что правда может быть разной или меняться. Просто время протекает по-разному. Люди при кратковременности жизни не могут сопоставить деяния прежних веков и других народов в неизвестных условиях, с тем, что им известно. Поэтому о не изложенных в библии временах человек имеет субъективное мнение, поскольку перенос библейских условий на другие народы не правомерен. Августин, говоря о народах, говорит о «своем мнении».

«Философия истории Аврелия Августина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все народы имеют на земле свои блага. Многие желают либо невозможного, либо доступного не всем. Поэтому часто Земной Град разделяется, вступая в войны. Он добивается побед, ибо каждый народ желает быть победителем, находясь в плену у пороков. Если, после победы он делается гордым, это несет духовную смерть, а если думает об общей судьбе человеческих дел и тревожится о возможных случайностях, то победа сама смертна.

Однако несправедливо говорить, что блага, к которым стремится народ, не являются благом. В человеческом роде есть лучшее. Он стремится к земному миру для земных дел: этот мир желает достигнуть войной, поскольку, когда победит, не останется никого, кто бы оказывал сопротивление и наступит мир, в котором не будет врагов, спорящих о тех вещах, которыми могли владеть вместе. Поэтому, если «победят те, кто боролся за справедливость", то никто не будет сомневаться, что настал желанный мир? Такое благо — божий дар. Но поскольку они пренебрегают благами, относящимися к Граду Божьему, то последуют новые несчастья, а старые увеличатся.

Война — независимо от намерений — есть бедствие. Граждане Небесного Града должны подчиняться и не нарушать порядки стран, если это не противоречит вере. Хотя здесь содержится оправдание священной войны, но, говоря о природе антихриста в XX книге, Августин отметил, что особая добродетель святых в твердости, которые не опускаются до борьбы с дьяволом его методами.

Если взглянуть на историю человечества, то не найти никого, кто не хотел бы иметь мир. Все желавшие войны, на самом деле желали победы, и этим славного мира, или хотели по-своему устроить мир. Но высший мир является главной чертой Града Божьего, поэтому каждый в конечном счете желал именно его. Поэтому конечная цель человеческой истории, как и человека —высший мир. Получить возможность жить в нем и понять его красоту можно лишь поверив в Истинного Единого Бога. И поэтому в геенне огненной будут страдать и души, и тела грешников, которые это поздно поймут.

Значение философской концепции истории Аврелия Августина

Шестнадцать столетий отделяют нас от формулированных Аврелием идей. Шестнадцать веков — достаточное время для оценки сочинений. К моменту появления Августина христианская литература уже была богата разнообразными именами (Ориген, Иероним, Тертуллиан, Арий, Амвросий Медиоланский). Не все они признаны Отцами церкви, но и Августин Аврелий не был просто одним из них. Христианская традиция считает его величайшим теологом тысячелетия, только он сумел создать целостную картину мироздания. Картину, законченную до такой степени, что на протяжении более восьми латинский Запад не создал что-либо подобное. До середины XIII века он был авторитетом, на который ориентировались все заметные мыслители христианского Запада. Этого влияния не избежал и Фома Аквинский.

Аврелий Августин сформировал первую философскую концепцию истории, черты которой сводятся к следующему:

  • Творцом сущего является Бог;
  • Сотворенный Богом Мир является первым и единственным. План его создания и развития был всегда известен Богу;
  • Мир развивается в соответствии с планом Бога, линейно, по законам неизвестным людям. Единственным источником знаний о законах служит Библия;
  • Цель человеческой истории — совершенствование добра и увеличение числа жителей Града Божьего;
  • История человечества является процессом совершенствования будущих жителей Града Божьего и определения недостойных;
  • Цель осуществится в момент гибели мира — в день Страшного суда.

Но труды Августина — не только богословие. Они — исповедь живой души, напоминающей о собственных переживаниях, исканиях, мыслях. Они становятся ценней из-за того, что в них есть много вопросов и противоречий, которые стимулируют поиск нового.

Дата последнего обновления статьи: 29.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot