Роль Святого Патрика в распространении христианства
Ирландия – остров без мощей святых мучеников. Чаще всего здесь священными реликвиями выступали книги, колокола, посохи великих проповедников и основателей монастырей, первых епископов и чудотворцев. Самый почитаемый из них – Святой Патрик.
Святой Патрик был римско-британским христианским миссионером и епископом в Ирландии в V веке.
Известный как «Апостол Ирландии», он считается главным покровителем Ирландии, наряду с другими святыми покровителями, такими как Бригитта и Колумба.
Патрик никогда не был официально канонизирован. Однако он почитается как святой в католической церкви и в Восточной православной церкви, где он считается равноапостольным и просветителем Ирландии. Он также считается святым согласно доктрине Англиканской общины и лютеранских церквей.
Согласно автобиографическому «Признанию» Патрика, когда ему было около шестнадцати лет, он был схвачен ирландскими пиратами в своем доме в Великобритании и переправлен в Ирландию для ухода за животными; он прожил там шесть лет, прежде чем смог сбежать и вернуться к своей семье. Став священником, он вернулся в Северную и Западную Ирландию. Затем он служил епископом, но мало что известно о местах, где он работал. В VII веке его уже почитали как покровителя Ирландии.
По словам самого Патрика, во время выполнения своей миссии он был «ежедневно готов к мученической смерти». Между тем, не сохранилось никаких указаний на то, что она действительно ему угрожала. С другой стороны, успех миссии был ошеломляющим. Патрик, по его собственному признанию, встретил поддержку многих племенных вождей на севере и в центре страны, которые добровольно дали ему землю для строительства храмов, куда стекались «бесчисленные» новообращенные. Чрезвычайно влиятельная и хорошо организованная каста кельтских священников-друидов также не оказала серьезного сопротивления Патрику. Хотя друид Мата, сын Умойра, предупредил верховного короля Ирландии Лоэгайре, что Патрик лишит его власти над живыми и мертвыми, поскольку король не хотел подчиняться власти святого. Что касается филидов, то первым из них приветствовал Патрика Дубтах Мак Уа Лугайр. Патрик как христианин был чрезвычайно терпим, он запрещал только жертвы языческим богам.
День Святого Патрика отмечается 17 марта, в день его смерти в Ирландии и за рубежом как религиозный и культурный праздник. В епархиях Ирландии День Святого Патрика это:
- праздник,
- священный день обязательств,
- праздник самой Ирландии.
Процесс христианизации Ирландии
Утверждение христианства в Ирландии в V веке стало важной вехой не только в ее собственной истории, но и в жизни всего кельтского мира, на обширных территориях которого не осталось ни одного уголка, живущего исключительно своими традициями. Завоевание Ирландии было совершено новой религией мирно и безболезненно.
И все же старый образ жизни отступил не сразу. Более 100 лет верховные короли Ирландии продолжали проводить языческие пиры в священной столице Ирландии Таре. Это церемония, восходящая к древним временам, подтверждала законность королевской власти и обеспечивала ее благополучие. Последний раз эту церемонию проводили в 560 году при царе Диармайте, сыне Кербайла. Однако язычество как таковое к тому времени уже изжило себя. Согласно легенде, один из известных ирландских святых, Руадан, проклял древнюю столицу, где ни один король никогда не осмеливался селиться, и с тех пор мы не было ни одного великого языческого короля Ирландии.
Ирландцы, которые до этого были практически изолированы в своем культурном развитии, не только приняли новую веру, но и обратились к ней с такой страстью, что за короткое время они стали, пожалуй, самыми важными защитниками и проповедниками в Европе. Христианство на острове возникло само по себе, во многом отличаясь от общих принципов. Ирландские монахи имели особый постриг и рассчитывали пасхальный цикл не так, как это делалось в Риме и было общепринятым. Но главное различие коренилось в самой организации ирландской церкви и верующих, которая вскоре после принятия христианства была основана на одном принципе – монастырях и их общинах, или, как говорили ирландцы, «семьях».
Успех миссии Святого Патрика во многом был предопределен положением правителей Малых королевств, которые добровольно предоставляли землю для строительства храмов и, предположительно, в целом снисходительно относились к новой вере. Это было в первой половине V века, когда борьба двух великих династий – О'Нейллов и Эоганахтов – привела к совершенно новой системе военно-политического баланса для Ирландии, затронувшей интересы многих правителей. Могущественное духовенство, организованное как корпорация, стало тогда сдерживающим обстоятельством для аристократии, тормозом ее динамичного и более независимого развития.
Таким образом, в отличие от Галлии, друиды не подвергались прямым преследованиям в Ирландии. Друидизм как таковой не осуждался. Легенды о соперничестве христианских аскетов и языческих колдунов дошли до нас из разных уголков христианского мира, но нигде дух этого соперничества не проявляется так открыто и не составлял самой сути переходного периода, как в Ирландии. Не только агиография, но и саги полны историй о столкновениях святых и друидов, причем первые неизменно выходят победителями. Описание чудес, совершенных в Таре самим Святым Патриком, послужило образцом для многих подобных историй.
Престиж класса друидов очень умело использовался, чтобы вытеснить их с лидирующих позиций в обществе, разрушить функции, которые обеспечивали их сохранение на этих позициях.
В Ирландии приход новой религии был не разрывом, а слиянием, хотя и весьма своеобразным, двух традиций, наследие самой старой из которых было урезано и преобразовано, но не отвергнуто и проклято. В Ирландии божества побежденного язычества заняли особое место в системе нового христианского мировоззрения – они стали святыми вместе с самим Патриком.